Рынок образовательных услуг – это сфера социально-экономических отношений, затрагивающих образовательную деятельность, объектом которых выступают услуги образования, на которые имеются определенные спрос и предложение, формирующие цену данных услуг.
На рынке образовательных услуг предоставляются различные варианты услуг, касающихся предоставления населению, гражданам услуг по обучению, имеющих разные виды и типы, затрагивающих различные аспекты образовательной работы.
На рынке образовательных услуг реализуются материальные взаимоотношения участников образовательной деятельности. Функционирование рынка и формирование взаимоотношений его участников определяется этапом социального развития, развитием на рынке определенных сегментов т.е. учреждений, предоставляющих образовательные услуги и требованиями социума к системе образования и развитию образовательной деятельности в стране.
Все это обуславливает зависимость образовательной деятельности и функционирования рынка образовательных услуг от тенденций развития общества, политической ситуации в государстве и динамики развития экономических процессов.
Тенденции развития современного образования в эпоху пандемии
Пандемия коронавируса привела к масштабным социальным изменениям. Затронуты все сферы жизни общества, пострадало большинство экономических процессов, за счет наложенных ограничительных мер. Это, в свою очередь, оказало серьезное влияние на развитие образовательной деятельности в целом и привело к изменениям спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
В результате пандемии, ограничительных мер и последствий социально-экономического развития страны, можно пронаблюдать следующие тенденции развития рынка образовательных услуг:
- Активное развитие дистанционных форм обучения. Дистанционное обучение охватило все уровни образования. Если ранее, дистанционное обучение не было активно развито и, в основном, использовалось в системе высшего образования, подготовке и переподготовке кадров, а также в системе дополнительного образования, то пандемия открыла путь дистанционному обучению школьников, студентов колледжей и, даже, проникло в систему дошкольного образования;
- Расширение сферы применения информационных технологий в направлении оказания образовательных услуг. Информационные технологии активно стали внедряться в образовательный процесс большинства учебных заведений и повысился уровень их использования в образовательной деятельности государства;
- Экономические потери у системы дополнительного образования и негосударственных учебных заведений. Данные заведения функционируют за счет посещения гражданами, проведения публичных мероприятий. Это составляет наибольший объем их финансирования. Ограничения подрывают данные поступления и ведут к риску нарушения их финансовой устойчивости;
- Рост спроса на услуги онлайн – обучения. Произошло активное расширение объема онлайн-образовательных услуг. Они затронули различные направления образовательной деятельности, реализуются в разных типах и видах: вебинары, краткосрочные и долгосрочные курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, получение дополнительных знаний и навыков деятельности;
- Неполноценная реализация образовательных программ в период ограничений. Это связано с тем, что имеются очные занятия, которые невозможно и нецелесообразно заменить дистанционной формой обучения. Необходим непосредственный контакт с педагогом для формирования конкретных знаний и навыков деятельности;
- Неготовность дистанционной системы образования к масштабной работе. Открылись уязвимые стороны развития интерактивных образовательных технологий. Они, не в полной мере, готовы к удовлетворению массового спроса населения на дистанционные услуги. Сюда входит и неготовность педагогов работать с адаптивными интерактивными технологиями;
- Толчок развитию гибридного образования. Такое образование представляет собой связь, сочетание дистанционного обучения с реальным. Учащиеся в равной мере посещают учебное заведение – уроки, лекции, семинары и занимаются в домашних услуг с использованием интерактивных интернет технологий. Такие образовательные услуги активно развиваются в США и Европейских странах. После пандемии наблюдается и их развитие в нашей стране.
Развитие российского рынка онлайн образования после пандемии
Поскольку в период пандемии, наложения ограничений, наблюдается «бум» на онлайн-образовательные услуги, происходит равномерное развитие данных услуг, онлайн-обучение приобретает массовый характер, то важно, сохранить данные тенденции развития и после снятия ограничительных мер, завершения пандемии. Это развитие возможно, но требует масштабной трудоемкой деятельности в направлении организаторских, управленческих, методологических процедур.
По сути, в настоящее время, не имеется достаточной нормативной и методологической базы для развития рынка онлайн-образования и предоставления услуг на должном уровне качества. Эту проблему необходимо, как можно скорее, ликвидировать.
После пандемии наметились следующие тенденции развития онлайн-образовательных услуг:
- Автоматизированность части образовательных услуг. Педагог приобретает роль наставника, сопроводителя обучения, занимаясь проверкой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательных школ.
- Уход от формализованных форм обучения. Образовательные услуги приобретают более современный характер, приобретают цифровую форму реализации.
- Рост инвестиций в данный сектор рынка образовательных услуг. На сегодняшний день наблюдается рост количества инвесторов, заинтересованных во вложении средств в развитии онлайн-обучения.
Данные тенденции необходимо поддерживать введением нормативных основ регулирования и формированием адекватной методологической базы. В противном случае, рост спроса на онлайн-образование может привести к появлению на рынке онлайн-обучения услуг низкого качества, что подорвет репутацию данной индустрии и отбросит развитие онлайн-обучения на несколько шагов назад. При этом, спрос на онлайн-услуги образования находится на высоком уровне развития и в ближайшей перспективе не прогнозируется его спад.