Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика адаптивной физической культуры для слабовидящих и поздноослепших детей в школе–интернате

Определение 1

Адаптивное физическое воспитание – это организация физического воспитания и развития ребенка с отклонениями в развитии, т.е. физвоспитание лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

Адаптивное физическое воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Адаптивное физическое воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Адаптивное физическое воспитание включает в себя совокупность специальных упражнений, носящих коррекционную направленность. Оно реализуется на основании дифференцированной системы физической подготовки детей с различными отклонениями в развитии.

Физические упражнения и нагрузка подбираются для каждого конкретного ребенка, исходя из его физических способностей и имеющихся отклонений в развитии. При этом, существуют специальные методы физического воспитания, которые отличаются от методов физического развития нормально развивающегося ребенка. Их использование связано с тем, что навыки восприятия ребенка с нарушением зрения сильно искажены. Они не способны воспринимать учебный материал, наглядное представление физических упражнений, так как это делают дети с нормальным уровнем развития. Потому, применяется система методов физического развития ребенка с разной степенью нарушения зрения, основанных на применение разных приемов восприятия учебной информации.

Методы адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зрения

Методика адаптивного физического развития ребенка с нарушениями зрения опирается на применение следующих методов обучения физическим навыкам и действиям:

  1. Метод практической деятельности. Он основан на многократном повторении выполнения того или иного физического упражнения или его части. Каждое упражнение разбивается на части и происходит последовательное освоение выполнения конкретной части упражнения – совершение определенных двигательных действий. Движения сначала отрабатываются в медленном темпе, затем, он увеличивается, увеличивается и количество повторений, и происходит усложнение условий выполнения того или иного движения. Практика позволяет полноценно освоить выполнение того или иного физического действия, упражнения.
  2. Метод словесного обучения. Поскольку, наглядное восприятие ребенка с нарушением зрения нарушено, то словесные методы активно применяются в физическом развитии. Каждое движение детально описывается и его выполнение сопровождается словесным пояснением. Действиями ребенка на этапе освоения упражнений, движений необходимо управлять – словесными командами, указаниями. Слово позволяет активизировать ощущения ребенка т.е. позволяет чувствовать свое тело, свои мышцы при совершении различных движений.
  3. Метод стимулирования двигательной активности ребенка. Движения должны приносить ребенку радость. Это чувство требует стимула своего развития, поскольку, при нарушении зрения, ребенок чувствует страх перед неизведанным, ощущает неуверенность в собственных силах, свою неполноценность. Потому, необходимо уделить внимание формированию чувства удовлетворения от собственной физической деятельности, устранению страха и неуверенности в себе.
«Методика адаптивной физической культуры для слабовидящих и поздноослепших детей в школе–интернате» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Как правило, методика адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения носит комплексный характер, т.е. она опирается на одновременное использование нескольких методов физического развития ребенка и их дополнением стандартными педагогическими приемами развития ребенка, адаптированными под его конкретные особенности.

Адаптивная физическая культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Адаптивная физическая культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Регулирование психофизической нагрузки ребенка как основа методики адаптивной физической культуры

Поскольку, адаптивная физическая культура ориентирована на детей с особыми образовательными потребностями, то и методика ее реализации имеет свои специфические черты.

Так, для детей с нарушениями зрения физическое развитие опирается на регулирование психофизической нагрузки ребенка. Это необходимо для того, чтобы опираться на сохранные анализаторы ребенка, исключить его перенапряжение - психическое и эмоциональное, и избежать излишней физической нагрузки, которая может отрицательно сказаться на здоровье ребенка.

Регулирование психофизической нагрузки во время адаптивной физической культуры обладает рядом специфических черт. К ним относятся:

  1. Комплексное сочетание стандартных физических упражнений – с сохранным темпом, ритмом, скоростью, и переменных нагрузок – изменяющихся и усложняющихся в ходе занятия.
  2. Изменение форм и условий выполнения разнообразных движений в ходе занятия.
  3. Варьирование объема физической нагрузки с учетом физической активности, здоровья и потенциальных возможностей каждого отдельного ребенка. Здесь, также учитывается степень развития его сенсорных способностей.
  4. Чередование выполнения физических действий с паузами, отдыхом, который можно заполнить выполнением упражнений для органов зрения, пальчиковой гимнастики или упражнениями на постановку дыхания.
  5. Исключение выполнения упражнений статического характера и длительных по выполнению.
  6. Исключение выполнение упражнений высокой интенсивности – с серьезной кардионагрузкой. Такие упражнения отрицательно сказываются на сосудах, а также могут привести к повышению внутриглазного давления ребенка.
  7. Учет сенситивных периодов физиологического развития ребенка при выборе комплекса упражнений.
  8. Использование на занятиях психогимнастики (минут 5-10). Она помогает улучшить психосоматическое состояние ребенка.
  9. Контроль за состояние каждого конкретного ребенка. Обычная нагрузка для одного, может привести к переутомлению другого.
  10. Акцентирование внимания на упражнениях, способствующих снятию глазного напряжения, зрительного утомления, общую релаксацию организма и органов зрения.

Организация подвижных игр для детей с нарушениями зрения

Подвижные игры, как нельзя лучше развивают двигательную активность ребенка. Однако, при наличии у ребенка нарушений зрения разной степени, организация подвижных игр требует соблюдения ряда условий:

  1. Яркость красочность атрибутов, игрового инвентаря;
  2. Выбор адекватной игры, соответствующей возрасту и физическому развитию ребенка, а также доступной для реализации с учетом его патологии;
  3. Предварительное знакомство детей с условиями реализации игрового действия: размеры площадки, на которой будет происходить игра, ориентирами, имеющимися на ней, игровыми действиями, инвентарем, количеством игроков. Каждый ребенок должен предварительно походить по данной территории, выполнить на ней разные игровые действия;
  4. Предупреждение детей об опасности во время игры. Для этого используется сигнал: свисток, хлопок, крик;
  5. Создание словесных или звуковых ориентиров, которые регулируют направление движений детей во время игры.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot