Структура личности современного педагога
Профессиональная деятельность педагога в современном обществе является достаточно сложной и ответственной. Выполнение педагогической роли подходит не каждому. Чтобы успешно выполнять профессиональную роль педагога необходимо обладать определенными личностными характеристиками.
К ним относятся:
- Потребность в постоянном общении, установлении коммуникативных связей;
- Прекрасное самочувствие в течение длительного временного периода общения с детьми;
- Умение ставить себя на место другой личности, принимать ситуацию на себя;
- Умение распознавать намерения, желания, стремления других людей;
- Умение учитывать различие качеств и свойств характеров людей, помнить об этом при построении взаимоотношений;
- Умение организовывать взаимоотношения между людьми, разбираться в них;
- Умение наблюдать, слушать;
- Наличие широкого кругозора.
Становясь на профессиональный путь воспитателя, личность берет на себя ответственность за развитие других личностей, и достижение целей и задач образования. Она должна обладать умением действовать в нестандартных ситуациях, принимать быстрые и продуктивные решения, креативные подходы. Ценностные ориентации личности воспитателя, его идеология, смысловое видение его деятельности составляет сущность воспитательного процесса. От личности педагога зависит целевое назначение его деятельности, определение содержания учебно-воспитательной работы, применение средств достижения целей и задач. Личность педагога – ведущий фактор учебно-воспитательной деятельности.
По своему устройству, личность воспитателя состоит из следующих компонентов:
Мотивация личности. Сюда входит ориентация личности на определенные направления деятельности, ценностные установки, нормы, цели, задачи, идеологию. Мотивация личности включает отношение личности к миру, его законам, культурным ценностям, а также педагогическую ориентацию т.е. направленность профессиональной деятельности педагога на формирование и развитие личности воспитанника, его социализацию. Мотивация личности имеет важное значение для всего педагогического процесса и нормального функционирования общества. Это обусловлено тем, что наличие мотивов и ориентиров деятельность обеспечивает стабильность личность, защищая ее от влияния внутренних и внешних отрицательных факторов, способствуя непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию. Ориентация личности педагога реализуется во всей его профессиональной деятельности, конкретных педагогических процессах и случаях, формируя весь облик педагога, определяя его логическую ориентацию и процессы восприятия.
Свойства личности педагога. Сюда включены навыки педагога в профессиональном направлении его деятельности, черты характера, психические особенности развития. Навыки педагога характеризуют его воспитательные возможности и отражают возможность успешного выполнения своей профессиональной деятельности. все навыки педагога-воспитателя можно разделить на две группы:
- Перцептивно-рефлексивные навыки – это умение исследовать другого человека, воспринимать его индивидуальную специфику развития и учитывать ее при применении воспитательного воздействия, а также понимать и адекватно оценивать собственную личность;
- Управленческие навыки – это умения влиять на других людей, на их поведение, поступки, мотивировать и направлять.
Характер педагога определяет стереотипы его деятельности. при этом он может меняться в зависимости от изменения направлений деятельности. Психические особенности личности педагога влияют на формирование его характера и определяют наличие у педагога таких качеств, как воля, речевые навыки и таланты, развитие умственных способностей.
Интегральные свойства личности. Они отражают совокупность личностных особенностей педагога. Особенная роль отводится такому интегральному свойству как самосознание – это оценка себя и своего места в профессиональной сфере деятельности, адекватные представления о себе и своем профессиональном направлении деятельности. также, к интегральным показателям относятся изменчивые свойства личности: гибкость, импульсивность, осторожность, неустойчивость, стабильность-нестабильность отношения к тем или иным ситуациям.
Требования, предъявляемые к личности педагога
В современном обществе, в эпоху информационного развития и научно-технического прогресса к личности педагога предъявляется ряд серьезных требований. Их можно разделить на две основные группы:
- Ведущие требования;
- Дополнительные требования.
Ведущим и неизменным требованием к педагогу является его желание и стремление заниматься педагогической деятельностью, а также любовь к детям, поскольку она определяет призвание человека заниматься данной работой. От него зависит наличие стремления развиваться и совершенствоваться в профессиональной сфере, а также успех в достижении целей и задач обучения.
Педагог должен быть интеллектуально развитой личностью. Он должен обладать расширенными знаниями во многих областях, уметь их грамотно и доступно преподносить детям.
Кроме того, ведущими требованиями к деятельности педагога является наличие у него ответственности и развитое чувство долга. Любой педагог должен понимать насколько важна его работа и, что он влияет на жизни подрастающего поколения, отвечая за них.
Еще одним не менее значимым ведущим требованием к педагогу является его самоотверженность. Она является высшей степенью проявления педагогического долга.
К дополнительным требованиям к личности педагога можно отнести менее значимые качества, которые помогут в продуктивной реализации своей работы, но и без них педагог может обойтись: артистичность, позитивность, чувство вкуса, любовь к прекрасному.
Воспитательный потенциал личности педагога
Фундаментом воспитательного процесса является личность педагога. Она определяет успех и значимость данного процесса.
Если дети относятся к педагогу положительно, если он им приятен, вызывает уважение, то они будут прислушиваться к его мнению, воспринимать его в качестве наставника, старшего товарища, помощника.
Те знания и навыки, которые передает педагог детям, его воспитательные способности воспринимаются воспитанниками через призму его личностных качеств, его индивидуальности т.е. идет построение отношений «человек-человек». В этом состоит значимость и смысловое назначение личности педагога. Он является отражением каждого учащегося. Поэтому его идеология, взгляды, ценностные ориентиры, культурное развитие, отношение к своей трудовой деятельности оказывает решающее воздействие на развитие каждого воспитанника.