Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личность педагога, учителя и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая система

Значимость личностных и профессиональных качеств педагога в воспитании и развитии ребенка

Определение 1

Педагог (учитель) – это лицо, которое ведет практическую деятельность в области обучения и воспитания детей, а также занимается разработкой и исследованием основных проблем в области педагогики.

Особое значение в развитии и воспитании детей имеет педагогическое мастерство педагога, его профессиональные знания и умения, а также наличие ряда личностных характеристик. Ввиду этого, ни одна техническая разработка никогда не сможет заменить в воспитательно-образовательном процессе педагога.

Главной личностной чертой, необходимой каждому педагогу является любовь к детям. Без любви к ребенку невозможно организовать эффективную педагогическую деятельность. Кроме того, недопустимо, чтобы в педагогическую работу приходили люди, которые не любят и не понимают детей, не видят в них личность достойную уважения. С детьми необходимо работать только в том случае, если есть на это душевное призвание. Только педагог, любящий детей может оказать неоценимое влияние на развитие и воспитание ребенка, формирование его как личности.

Помимо личностных качеств, педагог должен обладать всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями, которыми он будет с душевной мудростью делиться с детьми.

Ввиду того, что современный мир очень изменчив и динамичен, педагог должен постоянно саморазвиваться и самообразовываться, для того, чтобы удовлетворять все потребности учащихся, в разных областях (искусство, культура, политика и т.д.).

Замечание 1

Таким образом, основной задачей каждого педагога является обучение, воспитание, нравственное и духовное развитие детей. Педагог должен «вести ребенка по жизни», оказывая ему необходимую поддержку в познании окружающего мира и адаптации в нем.

Влияние личности педагога на развитие ребенка

Определение 2

Развитие личности ребенка – это процесс его вхождения в новую социальную среду и интеграции с ней.

«Личность педагога, учителя и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая система» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В зависимости от возраста ребенка и тех, изменений, которые происходят у него в жизни, такой социальной средой каждый раз выступает разное место (детский сад, школа, летний лагерь и т.д.). Вне зависимости от места нахождения и деятельности ребенка, большое влияние на его развитие и становление как личности оказывает тот коллектив, в котором он находится. В этой связи одной из задач педагога является формирование сплоченного и дружного детского коллектива.

Особую роль в любом детском коллективе имеет педагог, так как он руководит данным коллективом и направляет его. От личности педагога многое зависит. Зависит то, как будут складываться взаимоотношения между детьми, в какой психологической атмосфере детям придется взаимодействовать друг с другом и т. д.

Зачастую личность учителя становится настолько значимой для детей, что они стремятся во всем ему подражать. Дети бессознательно присваивают себе стиль поведения педагога, особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда влияние учителя даже больше влияние родителей. Поэтому учителю необходимо всегда регулировать собственное поведение, внешний стиль, речь и т.д., быть всегда примером для подражания.

Современные исследования показали, что роль учителя в развитии личности ребенка осуществляется на информационном уровне. То есть, для достижения желаемого результата, учитель должен вербально взаимодействовать с детьми, посредством диалога или дискуссии.

Помимо вербальных средств, большое влияние на развитие детей, педагог оказывает посредством предоставления им определенной свободы в выборе содержания и форм процесса собственного воспитания и обучения. Такой подход оказывает не только положительное влияние на развитие ребенка, но и способствует сближению учителя с детьми.

Замечание 2

Таким образом, позитивные личностные качества педагога способствуют эффективному развитию ребенка, формированию у него положительных качеств, усвоению им норм и правил поведения.

Влияние личности педагога на воспитание ребенка

Основные критерии эффективности влияния личности педагога на воспитание ребенка выступают:

  1. Организация активной деятельности детей, в рамках воспитательно-образовательном процессе.
  2. Прежде, чем приступить к деятельности, учитель осуществляет формирование мотива на предстоящую деятельность.
  3. Использование в воспитательной работе разнообразных методов, средств, приемов, методик и технологий воспитания, опора на различные источники знаний, в том числе и на технические.
  4. Обучение детей различным способам по нахождению и переработке нужной информации.
  5. Опора на личностно-ориентированный подход в воспитании.
  6. Использование в воспитательной работе сильных сторон ребенка, опора на них, осуществление работы по их развитию и совершенствованию.
  7. Опора на самодеятельность и самостоятельность ребенка, учет его индивидуальных возможностей и потребностей, учет творческих потребностей и потенциала.

Роль личности педагога в воспитании ребенка очень высока, именно поэтому к ней предъявляются следующие требования:

  1. Помимо профессиональных знаний, наличия психолого-педагогической компетентности, обладание свободой от шаблонов, педагогических стереотипов и догм.
  2. Обладание высокой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки.
  3. Наличие творческих способностей и задатков.
  4. Высокая личностная культура и гуманные установки по отношению к детям.
  5. Любовь к детям, понимание и принятие каждого ребенка, вне зависимости от его личностных качеств, внешности, социального положения семьи и т.д.
  6. Умение организовать интересный и привлекательный для детей воспитательный процесс, основанный на знаниях индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка, их возможностях и потребностях.

Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того, как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot