Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль игры в обучении младших школьников

Определение 1

Игра в педагогике – это важная составляющая в организации обучения и досуга людей разных возрастов.

Основные аспекты использования игры в обучении младших школьников

Значимости использования игры в обучении детей младшего школьного возраста заключается в том, что у них с приходом в школу кардинально меняется жизненная позиция, происходит изменение ведущей деятельности. Однако игра не уходит из жизни младших школьников, она помогает им расслабиться после учебного дня, адаптироваться в новых условиях, выстроить взаимоотношения со сверстниками. Именно поэтому включение игры, игровых действия и элементов в учебный процесс способствует лучшему усвоению учебного материала, делает урок не скучной и монотонной повинностью, а интересным и познавательным времяпровождением.

Определение 2

Урок – это основная форма организации учебного процесса в школе.

Игра или игровой прием во время урока способствует формированию стойкого интереса к получению знаний, снимает у детей напряжение и помогает «легко» войти в новый коллектив. Кроме того, игра способствует общему развитию, так как играя дети могут получить некоторые практические навыки, обогатить собственный внутренний мир.

Замечание 1

Таким образом, роль игры в обучении детей младшего школьного возраста очень велика, так как во время игровой деятельности осуществляется умственное, эстетическое, физическое и нравственное воспитание.

Соблюдая правила игры, младшие школьники учатся контролировать и сдерживать свои эмоции и поведение. В результате чего формируются такие личностные качества как дисциплинированность, умение действовать в коллективе и по плану, приходить друг другу на помощь.

«Роль игры в обучении младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Игры, которые могут быть использованы в учебном процессе с младшими школьниками, весьма разнообразны и многогранны, в связи с чем, их классифицировали на пять основных групп: дидактические, настольные, интеллектуальные, подвижные и деловые.

Виды игр, используемых в обучении младших школьников

Настольные игры – это игры, имеющие определенные правила с заключенной в них внутренней игровой задачей, решение которой приводит к заранее обусловленному конкретному результату.

К настольным играм относятся кроссворды, чайнворды, ребусы и т.п.

Настольные игры способствуют развитию у детей младшего школьного возраста воображения, сообразительности и наблюдательности. В настольных играх всегда присутствует элемент соревновательной, что учит детей рассуждать быстро и логично. Кроме того, настольные игры расширяют кругозор детей, учат работать сообща в коллективе или группе, позволяют оценить свои знания адекватно.

Дидактические игры – это один из видов учебных игр, которые могут быть организованы в виде самостоятельного учебного занятия, на основании принципов активного и игрового обучения, отличающихся наличием конкретных игровых правил и фиксированной игровой структуры.

Дидактические игры позволяют организовать процесс обучения через доступный и привлекательный вид деятельности, позволяющий эффективно решить образовательные задачи и достичь желаемого результата.

По своему содержанию и природе дидактические игры весьма разнообразны. Они могут быть организованы не только во время уроков, но и при проведении экскурсий или прогулок с целью обобщения знаний, полученных во время урока.

Подвижные игры – это игры, направленные на совершенствование двигательных навыков, а также формирование нравственных и физических качеств ребенка.

Использование подвижных игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста позволяет избежать утомляемости, посредством смены одного вида деятельности на другой.

В подвижных играх дети имеют возможность проявить свои физические и нравственные качества. Кроме того, правильно организованные подвижные игры направлены на решение ряда задач: воспитательные, образовательные и оздоровительные.

Деловые игры – это игры, организуемые в виде определенной игровой ситуации, в которой дети должны решить ряд вопросов и проблем.

Деловые игры направлены на развитие у детей младшего школьного возраста фантазии, которая основана на приобретаемых знаниях. В процессе игры дети учатся сравнивать, рассуждать, рассказывать и доказывать.

Например, ознакомление с реками России педагог может организовать в виде деловой игры, где участие принимает несколько учащихся или весь класс. Задача детей разработать маршрут по конкретной реке (Волга, Енисей, Лена и т.д.), поставить цель экспедиции, рассказать о природе и местах где побывала экспедиция.

Интеллектуальные игры – это игры, которые требуют от детей активной познавательной деятельности.

К интеллектуальным играм относятся шахматы, шашки, шарады, головоломки и т.д. Интерес интеллектуальных игр заключается в том, что они удовлетворяют потребность детского ума в упражнениях и вызывают большой интерес в разрешении поставленной проблемы.

В качества интеллектуальных упражнений могут использоваться загадки, которые дети не только разгадывают, но и самостоятельно составляют. Отгадывание загадок, при этом, рассматривается как творческий процесс, а саму загадку как творческую задачу.

Правила использования игр в обучении детей младшего школьного возраста

Применение игр в учебном процессе начальной школы требует соблюдения ряда правил:

  1. Все игры должны быть основаны на самостоятельной и творческой деятельности детей.
  2. Игры, должны быть доступны детям, а цель ясна.
  3. Обязательным элементом каждой игры выступает ее эмоциональность. Игра должна вызывать у детей удовольствие, веселое настроение.
  4. В каждой игре должен присутствовать элемент соревнования между участниками или командами. Это способствует развитию у детей самоконтроля, дисциплинированности, чувства коллективизма и т.д.

Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения опосредовано и детерминировано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано во многих психологических и педагогических исследованиях.

Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot