Целевое назначение применения информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе
Информационная технология (ИТ) обучения – это специальная педагогическая технология, позволяющая эффективно обрабатывать информационные ресурсы в учебном процессе за счет использования специальных программ и технических средств.
Внедрение ИТ в учебный процесс способствует его интенсификации, росту скорости восприятия учебной программы и углублению познавательных возможностей учащихся, за счет открытия новых способов и методов получения образовательной информации, роста объемов обучающих данных.
Информационные ресурсы и телекоммуникационные технологии дают педагогам большие преимущества в построении эффективного и качественного образовательного пространства, поскольку помогает педагогам в достижении целей и задач образования.
Современные информационные технологии включают в свой состав два компонента:
- Технические средства – техника, ресурсы, средства связи, ПК, позволяющие работать с большими объемами информационных данных.
- Программные средства - программы для работы на ПК или ином устройстве, ориентированные на решение определенной группы задач.
Оба этих компонента имеют свои особенности, как в техническом, так и в функциональном плане, а также вариантах практического применения.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе направлено на достижение следующих целей:
- Личностное развитие учащихся. Технологии помогают активизировать мыслительную работу учащихся, мотивируют их к исследовательской деятельности и научным разработках, демонстрируют значимость информации в современном мире и формируют информационную культуру учащихся, а также формируют эстетическое восприятие мира, эстетический вкус и эстетические потребности.
- Достижение образовательных целей и задач в области ознакомления учащихся с информационными системами. Происходит развитие навыков учащихся в использовании компьютерной техники и программных продуктов и реализуется подготовка специалистов в определенной сфере (здесь имеется в виду система высшего образования и ее технологии).
- Интенсификация учебного процесса. Процесс обучения становится более продуктивным, ресурсы распределяются рационально и целесообразно. Это способствует повышению качества образования, развитию мотивации к учебной деятельности. информационные технологии пронизывают все аспекты учебного процесса и углубляют его межпредметное взаимодействие.
Условия эффективного применения информационных технологий на учебных занятиях
Персональные компьютеры и программные средства активно используются в современной образовательной деятельности. Более того, учебный процесс уже не может быть организован без использования ПК. На сегодняшний день, персональный компьютер является первоочередным спутником любого учащегося, независимо от его возраста и познавательных возможностей.
Однако, стоит отметить, что использование компьютера в учебной деятельности не всегда может оказать только положительный образовательный эффект. Необходимо соблюдать несколько условий применения информационных технологий в учебном процессе, обеспечивающих повышение его качества и эффективности. К ним относятся:
- Использование в учебном процессе экспертно-обучающих систем.
- Параллельное использование компьютерных программ с печатными методическими разработками и учебными пособиями.
- Связь электронных программ обучения с контрольными системами образовательного учреждения.
- Применение программных сред, которые поддерживают приоритетные части образовательных курсов или направлены на полноценное изучение того или иного курса.
Функциональные возможности применения телекоммуникационных технологий в учебном процессе
Телекоммуникационные технологии открывают новые возможности для образовательной сферы. Они делают процесс обучения независящим от времени и пространства. Это возможно, благодаря развитию дистанционного обучения, основанного на использовании данных технологий.
Кроме того, телекоммуникационные технологии открывают учащимся и педагогам доступ к базам данных по различным областям знаний и способствуют построению взаимодействия между педагогами и учащимися, находящимися в разных пространственных и временных областях в режиме реального времени.
Функциональная роль телекоммуникационных технологий в образовании сводится к следующему:
- Обеспечение теледоступа. Это открывает доступ к разнообразным информационным ресурсам педагогам и учащимся. Они могут пользоваться электронными библиотеками, электронными учебниками и методическими пособиями.
- Чтение электронных публикаций. Интернет пространство непрерывно наполняется новыми статьями по различным темам. Публикации в области научных исследований и разработок, интересные статьи по изучаемой тематике всегда можно отыскать на просторах сети.
- Телеприсутствие. В настоящее время возможности различных гаджетов позволяют оказаться участником какого-то события, посетить то или иное учреждение, находясь дома или в ином месте. Благодаря видео связи можно стать участником конференции, семинара, посетить научную лабораторию, музей, библиотеку и т.д. Все это увеличивает возможности познания учащимися, а педагогами открывает новые научные разработки, новые методы обучения и воспитания, знакомит их с новыми открытиями и практическими достижениями педагогической деятельности.
- Обеспечение доступа к виртуальному педагогу в любое удобное время. Можно попросить помощи в решении образовательной задачи у виртуального педагога или самому стать им, помогая учащимся в выполнении разнообразных заданий, изучении какой-то темы и т.д.
- Создание условий для телекоммуникационного сотрудничества при реализации разнообразных проектов. Проекты можно создавать совместно, даже находясь на далеком расстоянии друг от друга. Телесвязь открывает такие возможности и позволяет принимать участие в проектной деятельности учащимся разных стран и континентов.