Реализация требований ФГОС ДО в практической работе ДОУ
ФГОС ДО – это стандарты организации образовательной деятельности дошкольного учреждения, на основе которых формируется программа дошкольного образования, определяется его целевое назначение, методы функционирования образовательного процесса и порядок его прохождения.
Чтобы внедрить ФГОС ДО требуется тщательная, поэтапная работа, охватывающая деятельность дошкольного учреждения и внесение изменений в его функционирование.
Внедрение требований ФГОС ДО в практическую работу дошкольной организации начинается с формирования специального отдела, который будет заниматься методической работой. Как правило, методический отдел ДОУ включает в себя специалистов по работе с документацией, педагогов высшей квалификации, старших воспитателей, которые реализуют работу методического отдела по следующим направлениям:
- Организационно-методическая деятельность. Она ориентирована на внедрение в учебно-воспитательный процесс ДОУ продуктивных методов и средств для обучения, воспитания и развития дошкольников. Данная деятельность включает в себя организацию семинаров, проведение мастер-классов, консультаций, круглых столов, творческих проектов для педагогов. Так, они подготавливаются к реализации требований ФГОС ДО в своей практической деятельности.
- Информационно-методическая деятельность. Она направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах внедрения и практической реализации требований ФГОС ДО. Данная деятельность включает в себя методическое обеспечение образовательной работы ДОУ, формирование режимных моментов, организацию библиотек и электронных ресурсов, системы информационных данных в области ФГОС ДО и аспектов их внедрения.
- Аналитическая деятельность. Данная деятельность включает в себя комплекс мероприятий по мониторингу деятельности ДОУ и составлению прогнозов реализации образовательной программы в конкретном временном периоде. Эта деятельность нацелена на оценку продуктивности работы ДОУ и качества предоставляемых образовательных услуг. Анализ данных проводится путем опросов, формирования анкет для участников образовательной деятельности. Эти данные демонстрируют степень подготовки педагогов к реализации новых стандартов, оценивают начальные условия, которые требуется создать в ДОУ для внедрения новых стандартов, оценить качеству услуг ДОУ и требования, предъявляемые к нему.
Чтобы процесс реализации требований ФГОС ДО был эффективным, требуется создание предметно-развивающей среды, характеризующейся следующими параметрами:
- Насыщенность;
- Гибкость;
- Вариативность,
- Полифункциональность;
- Доступность;
- Безопасность.
Требования стандартов нацелены на интеграцию процессов обучения и воспитания в дошкольном образовательном заведении, путем базирования данных процессов на нравственных ориентирах деятельности, социальных и культурных ценностях, норм и правил социального поведения и социального взаимодействия.
Образовательное пространство ДОУ должно стать динамичной и развивающейся средой, в которой будет реализовано взаимодействие воспитателей и дошкольников, а ребенок будет признан высшей ценностью и равноправным субъектом учебно-воспитательного процесса ДОУ.
Реализация требований ФГОС ДО в практической деятельности воспитателя
Внедрение ФГОС в работу дошкольного образовательного учреждения требует обращения внимания на работу педагога ДОУ. Он должен быть профессионально компетентным и уметь создавать благоприятную и развивающую среду для дошкольников разных возрастных групп.
ФГОС ДО в первую очередь, уделяют внимание разработке в ДОУ среды для социального развития дошкольника и прохождения им успешной социальной адаптации.
Социальная среда ДОУ должна обеспечивать ребенку полноценное, всестороннее, гармоничное развитие его личности. В сферу социального развития дошкольника включается весь коллектив дошкольников, воспитатель и его помощник, которые помогают в формировании социальных взаимоотношений между детьми.
Социализация дошкольника утверждена, как приоритетное требование ФГОС. Оно связано с выполнением педагогом ряда требований, ориентированных на социальное становление и развитие подрастающего поколения. К ним относятся:
- Создание пространственно-развивающей среды в ДОУ. Такая среда необходима для развития ребенка, поэтому она должна быть правильно обустроена и наделена определенным перечнем компонентов.
- Построение с детьми гармоничных взаимоотношений. От того, как развиваются отношения между педагогом и детьми, во многом, зависит их мотивация к посещению ДОУ и успех развития ребенка.
- Построение педагогом гармоничных отношений в коллективе дошкольников. Педагогу требуется создать благоприятную среду для общения детей, регулировать их отношения, предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
- Формирование возможностей для выполнения детьми творческой деятельности. требуется организация продуктивной творческой деятельности дошкольников, внедрение творчества во все виды и направления их деятельности.
- Использование игры, как основной формы деятельности ребенка. Игра является наиболее оптимальной и продуктивной деятельностью ребенка. Поэтому, вся деятельность должна быть построена в игровой форме. Игра позволит сохранить мотивацию к познанию и укрепит навыки социального взаимодействия дошкольника.
- Признание педагогом дошкольника в качестве равноправного партнера учебно-воспитательной работы. Это требует от педагога перестройки своих действий. Планировать мероприятия, направления деятельности в течение дня, необходимо совместно с детьми. Педагог может поставить цель деятельности и внести предложения по ее осуществления. Выбор деятельности и план действий формируется детьми.
- Максимальное привлечение педагогом родителей к участию в жизнедеятельности ДОУ. Своими успехами и неудачами дошкольники, как правило, делятся с родителями. Они выступают мотиваторами саморазвития ребенка и формирования у него адекватной самооценки.