Взаимодействие семьи и ДОУ
Образовательные отношения – это общественные отношения, возникающие в сфере образования в ходе обучения и воспитания между обучающимися, образовательным учреждением и педагогами.
Взаимодействие воспитателей с родителями воспитанников – весьма актуальная тема для работников детских дошкольных образовательных учреждений. Одной из сторон данного вопроса является поиск наиболее действенных путей сотрудничества, которое одинаково необходимо и педагогическому коллективу, и родителям. Родителям такое взаимодействие необходимо, чтобы научиться видеть мир глазами своего ребенка, понимать его желания и поступки, а педагогам – для эффективного оказания помощи родителям. Только взаимодействуя родители и воспитатели в состоянии лучше узнать внутренний мир ребенка и направить общие усилия на его развитие.
Детство является самым важным периодом человеческой жизни, и то как они пройдут, зависит от действий окружающих взрослых.
Процесс общения педагогов и родителей воспитанников всегда был и будет насущной проблемой. Одной из сторон этого вопроса можно назвать поиск наиболее рационального пути взаимодействия.
Что же представляет собой взаимодействие педагогов с родителями детей? Словарь Ожегова объясняет значение слова «взаимодействие» как взаимную связь двух явлений, их взаимную поддержку.
Дошкольное учреждение, наряду с семьей, предоставляет ребенку определенный социальный опыт. Но только сочетание их усилий может создать оптимальные условия для вхождения ребенка в мир взрослых. Диалог этих двух наиважнейших социальных институтов осложняется разбалансированностью воспитательных процессов внутри семьи и ДОУ. На сегодняшний день, потенциал семьи переживает значительную трансформацию. Педагогами отмечено снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в ходе первичной социализации детей. Современные родители испытывают трудности и-за недостатка времени, занятости, недостаточной компетентности в психолого-педагогической науке, особенно касающейся дошкольников. Нестабильное общество, социальная напряженность, экономическое давление сдвинули функции семейного воспитания на задворки, а в детских садах воспитательная функция всегда стоит на первом месте. Эта ситуация может быт исправлена включением родителей в образовательный процесс в ДОУ.
Анализ работ ДОУ с родителями воспитанников
Так как именно родители являются первыми педагогами ребенка, а ДОУ лишь оказывают помощь в воспитании и развитии детей, на основании Закона «Об образовании», родителям принадлежит главенствующая роль в системе «педагог – родитель – ребенок». Установление обратной связи с ними, учет их пожеланий и интересов, возможны посредством анкетирования родителей. Например, в январе 2019 года в Москве было проанкетировано 45 родителей детей, которые посещают II младшие группы детского сада. Большая активность принадлежала мамам (79% от общего числа опрошенных).
Анализ результатов позволил сделать некоторые выводы:
- отдельные родители склонны перекладывать ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
- преимущественно родители настроены позитивно, они демонстрируют готовность к сотрудничеству, но с оговоркой (дефицит времени);
- нет четкого представления о системе совместной работы родителей и педагогов.
Пожелания родителей относительно совместной деятельности выглядели следующим образом:
- получение максимально полной информации о своем ребенке интересует 68% опрошенных;
- получение возможности общаться со специалистами ДОУ – 55%;
- получение психолого-педагогической консультации, касающейся решения проблем- 36%;
- научиться определять способности детей хотели 21 опрошенных%;
- получение возможности общения с родителями других детей – 28%.
Данное анкетирование демонстрирует то, что в основном, родители готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в проблемных моментах семейного воспитания крайне высок - 86% опрошенных родителей считают, что воспитатели – наиболее важный и компетентный источник информации по воспитанию ребенка, ему они доверяют в наибольшей степени.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Наиболее эффективная современная форма работы родителей и ДОУ – семейный клуб, организованный в ДОУ. Он представляет собой перспективную форму взаимодействия с родителями воспитанников. Такая работа учитывает актуальные потребности семьи и помогает в формировании активной жизненной позиции всех участников процесса, укрепляя этим институт семьи, способствуя успешной передаче опыта по воспитанию детей.
Данный тип взаимодействия представляет интерес еще и тем, что тематику заседаний клуба можно выбирать на основании социального запроса со стороны родителей. В работе клуба и в заседаниях могут участвовать и разные специалисты ДОУ, работающие в рассматриваемой группе.
Такого рода обширные социальные контакты обогащают каждого участника, создают позитивную эмоциональную атмосферу, обеспечивают необходимый объем глубинных связей между воспитывающими взрослыми в рамках развития детской личности, позитивно отражаясь на их физическом, психическом и социальном здоровье.
При установлении доверительных отношений с родителями воспитателям ДОУ легче совместно исследовать и формировать гармонически развитую детскую личность, повышать правовую и психолого-педагогическую культуру самих родителей, создавать единое образовательное пространство для дошкольников в семье и ДОУ, вырабатывать согласованные педагогически целесообразные требования к детям, учитывая его самобытность, дарование, индивидуальный темп продвижения, возрастные особенности и пр.