Понятие и сущность педагогического наблюдения
Педагогическое наблюдение – это процесс непосредственного восприятия и познания педагогического процесса в естественных условиях.
Под естественными условиями понимают организованное наблюдение во время учебного занятия, внеклассной или внеучебной деятельности и т.д.
Проведение педагогического наблюдения требует от педагога точной фиксации полученных фактов и их объективного педагогического анализа. Однако, как показывает практика, порой это очень сложно сделать, так как на получаемую информацию оказывает воздействие личного отношения педагога к испытуемым.
Педагогическое наблюдение направлено на достижение различных воспитательно-образовательных целей. Кроме того, оно может быть использовано педагогом для получения разнообразной информации, необходимой для всестороннего изучения личности учащегося.
Педагогическое наблюдение может быть использовано как в качестве основного метода исследования, так и в сочетании с другими методами, с целью получения дополнительной информации об объекеу исследования, либо уточнения и расширения полученных данных.
Сложность использования метода педагогического наблюдения заключается в том, что на полученные в ходе его организации результаты оказывают влияние субъективные и объективные факторы.
К субъективным факторам относится личность педагога и в первую очередь личностное отношение к испытуемому. Объективные факторы – это факторы, которые не зависят от педагога, но могут оказать негативное влияние на получаемую информацию в ходе наблюдения.
Таким образом, наблюдение – это не просто фиксация определенных фактов, а комплексное исследование, имеющее конкретные признаки, опору на поставленную педагогическую цель, присущие ему систематичность, планомерность и объективность. Популярность педагогического наблюдения, как метода исследования, заключается в том, что оно может быть организовано в рамках педагогического процесса, без внесения в него каких-либо изменений или создания специальных условий.
Интерпретация и представление результатов педагогического наблюдения
Процесс обработки и представления полученных в ходе педагогического наблюдения результатов является одним из наиболее сложных этапов. Довольно часто педагоги попросту исключают данный этап и переходят сразу к формулированию выводов.
Однако, выводы, сделанные на основании необработанных материалов, не могут быть достоверными. Поэтому очень важно правильно и грамотно обработать, упорядочить и оформить полученную информацию. Оформленная информация может быть представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Все собранные педагогом данные необходимо использовать в формулировании выводов, не умаляя значимости ни одного факта. Это объясняется тем, что каждый, даже значимый факт может оказать значительное влияние на конечный вывод.
Основной целью интерпретации результатов педагогического наблюдения является выявление и фиксация всего комплекса характеристик полученного и обработанного материала, на основании которого исследователю предоставляется возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать обобщающие выводы.
Основным условием объективного толкования полученных данных выступает профессионализм и квалификация исследователя, уровень его эрудиции, развитость способности мыслить и действовать ассоциативно. Соответственно, чем квалифицированней исследователь в той или иной области, тем основательнее и богаче будут представленные им результаты.
Большое значение в представлении результатов педагогического наблюдения является оформление их в наглядной форме. Основными формами наглядности являются:
- Табличный способ – результаты педагогического наблюдения представлены в виде количественных и качественных данных с кратким словесным или письменным сопровождением. В основе табличного способа «лежат» таблицы, в которых содержатся количественные данные, а название таблицы является сопровождающим текстом, объясняющим связь между числовыми рядами.
- Матрица – это одна из разновидностей таблицы, которая представляет собой ряды (столбцы), каждый из которых имеет конкретное функционально-логическое назначение. Матрица наглядно показывает взаимосвязь и различие между разнообразными факторами педагогического процесса.
- Графики – представляют данные более наглядно, чем таблицы, отображают динамику изменений экспериментальных данных. Построение данных осуществляется в прямоугольной системе координат, где по оси «Х» отмечается выборка испытуемых, а по оси «Y» - полученные данные (их значение, порядок, частота событий и т.д.).
- Композиция графиков – это представление всех полученных данных в рамках одного графика. График должен быть оформлен так, чтобы представленные в нем данные были понятны и доступны для восприятия и усвоение. Кроме того, большое значение в оформлении графика имеет эстетические и художественная сторона его оформления.
- Гистограмма – это одна из разновидностей графика, в которой по оси «Y» отложены интервальные (частотные) значения определенной группировки. В результате такого размещения данных, график приобретает «ступенчатость».
- Диаграмма – представляют собой разнообразные фигуры и площади, которые содержат количественную информацию (прямоугольник, круг, сектор, пузыри и т.д.).
- Графы – это особый вид графического изображения данных, представляющий собой определенную фигуру, которая состоит из точек, соединенных между собой отрезками. Вершина графа представляет наглядное обозначение разнообразных компонентов педагогического процесса, его параметры и факторы, в то время как ребра – это связи и отношения между ними. Графы в основном применяются на этапе прогнозирования эксперимента или же на обобщающем этапе сопоставления его результатов.