Понятие о результате обучения детей в ДОО
Результат обучения является важным показателем эффективности организованного педагогического процесса и профессиональной деятельности педагога.
Результат обучения в ДОО соотносится с образовательными целями и задачами, во многом зависит от ряда следующих факторов:
- адекватности подобранного содержания, методов, средств и форм обучения;
- условий ДОО;
- компетентности и профессионализма педагогического коллектива ДОО;
- возможностей и потребностей воспитанников;
- характера установившегося взаимодействия между педагогами, воспитанниками и родителями;
- умения педагога отслеживать не только конечный результат, но и течение педагогического процесса, при необходимости корректировать его.
Результат обучения в ДОО оценивается в зависимости от приоритетных задач, которые были поставлены перед началом обучения.
В соответствии с ФГОС ДО, результат обучения в ДОО – это качество освоения детьми дошкольного возраста основ общеобразовательной программы.
Большая роль в определении усвоения программы образования отводится специфическим видам деятельности воспитанников и индивидуализации педагогического процесса.
Оценка результатов обучения в педагогическом процессе
Оценка результатов обучения в ДОО проводится в начале, середине и конце учебного года. Помимо этого воспитателями группы осуществляется ежедневный (текущий) мониторинг в процессе взаимодействия с детьми. Ежедневный мониторинг необходим для того, чтобы понять результативность организованного воспитательно-образовательного процесса и при необходимости осуществить его корректировку, а также отследить динамику развития каждого ребенка.
Оценка результатов обучения в ДОО проводится в трех основных направлениях:
Объективная педагогическая диагностика – проводится с помощью специальных диагностических методик. Исследуется уровень усвоения детьми образовательной программы, их развитость, обучемость, воспитанность и т.д.
Оценка учебно-познавательной деятельности – осуществляется в процессе обучения и по его итогам.
Виды оценки:
- Текущий контроль – осуществляется систематически, с использование различных методов и средств, направлен на выявление результата усвоения знаний, умений и навыков.
- Периодический контроль – осуществляется по итогу изучения крупных тем или разделов дисциплины, в учет берутся результаты промежуточного контроля.
- Итоговый контроль – осуществляется в конце учебного года (май), направлен на подведение итогов, получение общих результатов обучения ребенка, динамики его развития и личностных изменений.
По итогам всех трех видов контроля, в конце учебного года делаются выводы о результатах обучения воспитанников ДОО, ставятся задачи на последующее обучения, осуществляется коррекция образовательного процесса.
Самооценка – осуществляется детьми самостоятельно во время обучения.
Оценка результатов обучения в ДОО осуществляется с помощью следующих методов:
- Устный контроль – представляет собой вопросно-ответную систему (рассказ, беседа, объяснение, пересказ и т.д.).
- Письменный контроль – чаще всего используются с детьми старшего дошкольного возраста, в виде решения специальных заданий, напечатанных на листах бумаги (заштрихуй, дорисуй, обведи и т.д.).
- Практические задания - направлены на выявления уровня освоения практических умений, способности понимать, воспринимать и выполнять задания.
- Наблюдение за деятельностью воспитанников – направлено на выявление способности применять, полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
- Специальные диагностические методики – направлены на установление уровня конкретно усвоенных знаний и умений, их объем, полноту и прочность.
Овладение учебно-познавательной деятельностью как значимый результат обучения дошкольников в ДОО
Значимым результатов всего обучения в ДОО является успешная подготовка воспитанников к последующему обучению в школе. К старшему дошкольному возрасту, воспитанники ДОО много знают и умеют, имеют твердую социальную позицию. Одним из наиболее важных показателей результативности обучения в ДОО является овладение детьми старшего дошкольного возраста компонентами учебной деятельности. К ней относятся:
- познавательная мотивация на обучение;
- целеполагание;
- умение планировать собственную деятельность;
- образовательные умения и навыки;
- овладение рефлексией.
Данные компоненты и их сформированность у детей старшего дошкольного возраста служат показателями результатами обучения в ДОО и являются важными условиями последующей успешной адаптации детей к обучению в школе.
Оценка педагогом учебно-познавательной деятельности, направлена на решение ряда задач:
- осуществление стимулирования познавательной активности воспитанников;
- создание благоприятной и комфортной психологической атмосферы для организации эффективного процесса обучения;
- формирование у детей умения осуществлять самооценку собственной деятельности и полученных знаний.
Правила осуществления оценки результативности деятельности детей в процессе обучения в ДОО:
- При оценивании в первую очередь отражают положительные результаты, а после уже отрицательные с указанием того как они могут быть исправлены в дальнейшем.
- Оценка, которая дается педагогом, должна относиться к результатам деятельности ребенка, а не к его личности.
- Оценка может быть выражена не только словесно, но и в виде символов.
- В процессе оценивания педагогу необходимо формировать у детей конструктивно верное отношение к возможным недостаткам или неточностям собственной деятельности.
- Результативности деятельности должна быть связана с фактическими возможностями ребенка.
- Не допускается формальная оценка деятельности ребенка.