Значение рефлексии знаний
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на осуществление самоанализа и самопознания собственной деятельности, поступков, общения, полученных и усвоенных знаний, взаимоотношений с другими участниками педагогического процесса.
Осуществление рефлексии знаний организуется педагогом в конце учебного занятия. Рефлексия знаний помогает педагогу понять и определить эффективность собственной работы, уровень усвоения учебного материала учащимися.
Для учащихся рефлексия имеет большое значение, так как она позволяет систематизировать полученные учебные знания, сравнить собственные достижения в учебе, с успехами и достижениями своих одноклассников.
Рефлексия знаний – это обязательное требование ФГОС.
В организации рефлексии знаний педагог выполняет роль организатора, а учащиеся являются главными действующими лицами.
Сущность рефлексии знаний заключается в том, что размышление и самоанализ собственного внутреннего состояния, в настоящее время является одной из важнейших частей учебных занятий. Это объясняется так же и тем, что задача педагога не просто хорошо изложить учебный материал, а научить детей им пользоваться, думать, размышлять.
Рефлексия знаний в конце учебного занятия предполагает не просто выяснение у учащихся понравился им ход занятия или нет, а желание понять, что «вынесли» дети из урока, все ли им было понятно, как они будут в дальнейшем пользоваться полученными знаниями.
Таким образом, рефлексия знаний, это этап учебного занятия, на котором учащиеся самостоятельно оценивают собственные знания, эмоции от урока, анализируют полученную учебную информацию.
Значимость рефлексии знаний, заключается в следующем:
- учащиеся осознают значимость и полезность полученных знаний
- систематизация знаний по итогам учебного занятия
Для того, чтобы проводимая рефлексия была эффективна, учащиеся должны сами для себя понять:
- какие знания были получены
- какие учебные цели были достигнуты за время урока
- как могут быть использованы полученные знания в дальнейшем
- возможно ли верно и независимо оценить работу своих одноклассников во время урока
- как стимулировать развитие мышления
- как сформировать осмысленный подход к действительности
Для педагога рефлексия знаний так же имеет большое значение, так как по ее результатам он может планировать дальнейший план учебной работы, оценить «сильные» и «слабые» стороны учащихся, найти к ним коммуникативный подход.
Приемы рефлексии знаний могут быть организованы на любом этапе учебного занятия, но наибольшая эффективность наблюдается в конце урока. Именно поэтому педагоги организуют её в конце урока, с целью получения обратной связи с учащимися.
Таким образом, рефлексия знаний – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
Виды рефлексии знаний
Выделяют следующие виды рефлексии знаний:
По содержанию:
- Символическая рефлексия – учащиеся, при помощи карточек с рисунками или цифрами, выставляют оценку проведенному учебному занятию (например, смайлики).
- Устная рефлексия – по итогам проведенного занятия, учащиеся устно в нескольких словах выражают свое впечатление.
- Письменная рефлексия – учащиеся выражают свое мнение о уроке письменной форме: мини-сочинение, анкета и т.п.
По количеству участников (признана одним из наиболее универсальных и легких видов):
- Коллективная рефлексия – оценка занятию осуществляется всеми учащимися одновременно (например, путем поднятия карточек с оценкой)
- Групповая рефлексия – оценку занятию дает группа учащихся, которая предварительно обсудила его и выразила свое общее мнение.
- Фронтальная рефлексия – проводится путем фронтального опроса учащихся, задаются вопросы по учебному занятию
- Индивидуальная рефлексия – каждый учащийся дает свою личную оценку уроку.
По виду деятельности (проводится в виде групповой и индивидуальной работы):
- Эмоциональная рефлексия – направлена на выявление настроения учащихся, восприятии ими учебного материала.
- Рефлексия деятельности – проводится на этапе проверки самостоятельной работы учащихся (контрольные, домашние задания и т.д.), направлена на анализ осуществленной учащимся деятельности.
- Рефлексия содержания учебного материала – организуется в конце учебного занятия. Суть данной рефлексии состоит в том, что учащиеся отвечают на вопросы в устной или письменной форме, выражают свое мнение об изученном учебном материале.
Правила организации рефлексии знаний
Эффективность рефлексии знаний зависит от правильности ее организации и проведения.
Правила организации рефлексии знаний в конце учебного занятия:
- Смена приемов. Использование одних и тех приемов проведения рефлексии отрицательно сказывается на отношении учащихся к урокам, так как они становятся предсказуемыми и не интересными. Педагогу необходимо пополнять и обновлять приемы рефлексии, чтобы не только ему было удобно и комфортно работать, но и детям интересно и познавательно.
- Адаптация заданий под возраст учащихся – подразумевает подбор и адаптацию заданий согласно возрасту учащихся, чтобы они были им по силам и интересны. Задания при необходимости можно упрощать или усложнять.
- Применять одинаковые маркеры хорошо/плохо. Например, в рамках одного урока педагог сказал, что красная звездочка означает успех, а в рамках другого — непонимание материала. Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе. Именно поэтому важно выработать точные оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только педагогу было легко работать с детьми, но и детям с ним.