Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рефлексия знаний

Значение рефлексии знаний

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Определение 1

Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на осуществление самоанализа и самопознания собственной деятельности, поступков, общения, полученных и усвоенных знаний, взаимоотношений с другими участниками педагогического процесса.

Осуществление рефлексии знаний организуется педагогом в конце учебного занятия. Рефлексия знаний помогает педагогу понять и определить эффективность собственной работы, уровень усвоения учебного материала учащимися.

Для учащихся рефлексия имеет большое значение, так как она позволяет систематизировать полученные учебные знания, сравнить собственные достижения в учебе, с успехами и достижениями своих одноклассников.

Замечание 1

Рефлексия знаний – это обязательное требование ФГОС.

В организации рефлексии знаний педагог выполняет роль организатора, а учащиеся являются главными действующими лицами.

Сущность рефлексии знаний заключается в том, что размышление и самоанализ собственного внутреннего состояния, в настоящее время является одной из важнейших частей учебных занятий. Это объясняется так же и тем, что задача педагога не просто хорошо изложить учебный материал, а научить детей им пользоваться, думать, размышлять.

Рефлексия знаний в конце учебного занятия предполагает не просто выяснение у учащихся понравился им ход занятия или нет, а желание понять, что «вынесли» дети из урока, все ли им было понятно, как они будут в дальнейшем пользоваться полученными знаниями.

«Рефлексия знаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Таким образом, рефлексия знаний, это этап учебного занятия, на котором учащиеся самостоятельно оценивают собственные знания, эмоции от урока, анализируют полученную учебную информацию.

Значимость рефлексии знаний, заключается в следующем:

  • учащиеся осознают значимость и полезность полученных знаний
  • систематизация знаний по итогам учебного занятия

Для того, чтобы проводимая рефлексия была эффективна, учащиеся должны сами для себя понять:

  1. какие знания были получены
  2. какие учебные цели были достигнуты за время урока
  3. как могут быть использованы полученные знания в дальнейшем
  4. возможно ли верно и независимо оценить работу своих одноклассников во время урока
  5. как стимулировать развитие мышления
  6. как сформировать осмысленный подход к действительности

Для педагога рефлексия знаний так же имеет большое значение, так как по ее результатам он может планировать дальнейший план учебной работы, оценить «сильные» и «слабые» стороны учащихся, найти к ним коммуникативный подход.

Приемы рефлексии знаний могут быть организованы на любом этапе учебного занятия, но наибольшая эффективность наблюдается в конце урока. Именно поэтому педагоги организуют её в конце урока, с целью получения обратной связи с учащимися.

Замечание 3

Таким образом, рефлексия знаний – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

Виды рефлексии знаний

Выделяют следующие виды рефлексии знаний:

  1. По содержанию:

    • Символическая рефлексия – учащиеся, при помощи карточек с рисунками или цифрами, выставляют оценку проведенному учебному занятию (например, смайлики).
    • Устная рефлексия – по итогам проведенного занятия, учащиеся устно в нескольких словах выражают свое впечатление.
    • Письменная рефлексия – учащиеся выражают свое мнение о уроке письменной форме: мини-сочинение, анкета и т.п.
  2. По количеству участников (признана одним из наиболее универсальных и легких видов):

    • Коллективная рефлексия – оценка занятию осуществляется всеми учащимися одновременно (например, путем поднятия карточек с оценкой)
    • Групповая рефлексия – оценку занятию дает группа учащихся, которая предварительно обсудила его и выразила свое общее мнение.
    • Фронтальная рефлексия – проводится путем фронтального опроса учащихся, задаются вопросы по учебному занятию
    • Индивидуальная рефлексия – каждый учащийся дает свою личную оценку уроку.
  3. По виду деятельности (проводится в виде групповой и индивидуальной работы):

    • Эмоциональная рефлексия – направлена на выявление настроения учащихся, восприятии ими учебного материала.
    • Рефлексия деятельности – проводится на этапе проверки самостоятельной работы учащихся (контрольные, домашние задания и т.д.), направлена на анализ осуществленной учащимся деятельности.
    • Рефлексия содержания учебного материала – организуется в конце учебного занятия. Суть данной рефлексии состоит в том, что учащиеся отвечают на вопросы в устной или письменной форме, выражают свое мнение об изученном учебном материале.

Правила организации рефлексии знаний

Эффективность рефлексии знаний зависит от правильности ее организации и проведения.

Правила организации рефлексии знаний в конце учебного занятия:

  1. Смена приемов. Использование одних и тех приемов проведения рефлексии отрицательно сказывается на отношении учащихся к урокам, так как они становятся предсказуемыми и не интересными. Педагогу необходимо пополнять и обновлять приемы рефлексии, чтобы не только ему было удобно и комфортно работать, но и детям интересно и познавательно.
  2. Адаптация заданий под возраст учащихся – подразумевает подбор и адаптацию заданий согласно возрасту учащихся, чтобы они были им по силам и интересны. Задания при необходимости можно упрощать или усложнять.
  3. Применять одинаковые маркеры хорошо/плохо. Например, в рамках одного урока педагог сказал, что красная звездочка означает успех, а в рамках другого — непонимание материала. Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе. Именно поэтому важно выработать точные оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только педагогу было легко работать с детьми, но и детям с ним.
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot