Рефлексия – это междисциплинарное понятие, имеющее многовековую историю, подразумевает обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.
Понятие педагогической рефлексии
Значение рефлексии в профессиональной деятельности, а именно в педагогической, имеет большое значение, это обусловлено следующими причинами:
- Рефлексия необходима для овладения педагогической профессией, так как она позволяет понять будущему педагогу, в правильном ли направлении он движется, есть ли у него педагогические задатки.
- На основании рефлексии осуществляется контроль и управление педагогическим процессом, а также процессом самообразования и профессионального самосовершенствования.
- Рефлексия имеет большое значение при изменении условий в профессионально-образовательной деятельности.
- Рефлексия является одним из важнейших механизмов развития педагогической деятельности.
Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.
Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.
То есть педагог, осуществляющий рефлексию собственной деятельности, это, по сути, «вечный ученик своей профессии», который проявляет неутомимое желание и потребность самосовершенствоваться и саморазвиваться.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.
Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется:
Этап определения цели педагогической деятельности.
Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.
Этап выбора способа педагогической деятельности.
Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.
Этап определения результатов педагогической деятельности
Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.
Виды (типы) педагогической рефлексии
Выделяют следующие виды педагогической рефлексии и области ее научного исследования:
- Кооперативная рефлексия – предполагает «высвобождение» субъекта из процесса педагогической деятельности, своеобразный «выход» во внешнюю позицию, осуществление оценки уже выполненной работы, а также предполагаемой. Акцент ставится не на результат рефлексирования, а на его отдельные процессуальные части.
- Коммуникативная рефлексия – является важнейшей составляющей общения и межличностного восприятия, представлена в виде специфического качества познания человека человеком.
- Личностная рефлексия – направлена на исследования субъектом собственных поступков, переосмысление собственного «Я», своих профессиональных знаний и умений.
- Интеллектуальная рефлексия – процесс оценки знаний об объекте педагогической деятельность и способов действия с ним.
Последний, четвертый вид рефлексии является преобладающим, особенно в научных педагогических публикациях, отражающих специфику развития инновационных технологий и методов обучения.
Помимо указанных четырех видов рефлексии, в последнее время выделили три ее типа:
- экзистенциальная рефлексия – занимается исследованием глубинных смыслов личности, основанных на переживаниях, личных страхах, чувстве вины, обиды и т.д.;
- культурная рефлексия – осуществляется анализ культурных основ и компетенций личности человека;
- саногенная рефлексия – занимается изучением и анализом эмоциональных состояний человека, в рамках его профессиональной деятельности.
Кроме того, принято выделять рефлексию педагогического общения:
- Социально-перцептивная рефлексия – направлена на перепроверку и переосмысление педагогом собственных мнений и представлений, которые у него были сформированы в процессе общения с учащимися, коллегами и родителями учащихся в рамках педагогического процесса и за его пределами.
- Коммуникативная рефлексия – состоит в осознании субъектом педагогического процесса того как его воспринимают и оценивают другие участники процесса, то есть как они видят его «Я».
- Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
Функции педагогической рефлексии
В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:
- Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
- Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.
- Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.
- Смыслотворческая - предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.
- Мотивационная - направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.
- Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.