Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая рефлексия

Определение 1

Рефлексия – это междисциплинарное понятие, имеющее многовековую историю, подразумевает обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.

Понятие педагогической рефлексии

Значение рефлексии в профессиональной деятельности, а именно в педагогической, имеет большое значение, это обусловлено следующими причинами:

  1. Рефлексия необходима для овладения педагогической профессией, так как она позволяет понять будущему педагогу, в правильном ли направлении он движется, есть ли у него педагогические задатки.
  2. На основании рефлексии осуществляется контроль и управление педагогическим процессом, а также процессом самообразования и профессионального самосовершенствования.
  3. Рефлексия имеет большое значение при изменении условий в профессионально-образовательной деятельности.
  4. Рефлексия является одним из важнейших механизмов развития педагогической деятельности.
Определение 2

Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.

Замечание 1

Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.

То есть педагог, осуществляющий рефлексию собственной деятельности, это, по сути, «вечный ученик своей профессии», который проявляет неутомимое желание и потребность самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.

«Педагогическая рефлексия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется:

  1. Этап определения цели педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.

  2. Этап выбора способа педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.

  3. Этап определения результатов педагогической деятельности

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.

Виды (типы) педагогической рефлексии

Выделяют следующие виды педагогической рефлексии и области ее научного исследования:

  1. Кооперативная рефлексия – предполагает «высвобождение» субъекта из процесса педагогической деятельности, своеобразный «выход» во внешнюю позицию, осуществление оценки уже выполненной работы, а также предполагаемой. Акцент ставится не на результат рефлексирования, а на его отдельные процессуальные части.
  2. Коммуникативная рефлексия – является важнейшей составляющей общения и межличностного восприятия, представлена в виде специфического качества познания человека человеком.
  3. Личностная рефлексия – направлена на исследования субъектом собственных поступков, переосмысление собственного «Я», своих профессиональных знаний и умений.
  4. Интеллектуальная рефлексия – процесс оценки знаний об объекте педагогической деятельность и способов действия с ним.
Замечание 2

Последний, четвертый вид рефлексии является преобладающим, особенно в научных педагогических публикациях, отражающих специфику развития инновационных технологий и методов обучения.

Помимо указанных четырех видов рефлексии, в последнее время выделили три ее типа:

  • экзистенциальная рефлексия – занимается исследованием глубинных смыслов личности, основанных на переживаниях, личных страхах, чувстве вины, обиды и т.д.;
  • культурная рефлексия – осуществляется анализ культурных основ и компетенций личности человека;
  • саногенная рефлексия – занимается изучением и анализом эмоциональных состояний человека, в рамках его профессиональной деятельности.

Кроме того, принято выделять рефлексию педагогического общения:

  1. Социально-перцептивная рефлексия – направлена на перепроверку и переосмысление педагогом собственных мнений и представлений, которые у него были сформированы в процессе общения с учащимися, коллегами и родителями учащихся в рамках педагогического процесса и за его пределами.
  2. Коммуникативная рефлексия – состоит в осознании субъектом педагогического процесса того как его воспринимают и оценивают другие участники процесса, то есть как они видят его «Я».
  3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Функции педагогической рефлексии

В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

  • Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
  • Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.
  • Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.
  • Смыслотворческая - предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.
  • Мотивационная - направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.
  • Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 07.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot