Понятие педагогической рефлексии
Рефлексия в педагогике – это процесс самопознания, направленный на осуществление самоанализа собственного поведения, педагогической деятельности, психических процессов, внутреннего состояния и своего «Я».
Рефлексия является личностным свойством каждого педагога, важным фактором развития его личности, педагогической и психической культуры.
Рефлексия в педагогику вошла в последнее десятилетие. Это связано с тем, что педагогическая деятельность по своей сути имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что педагог, организуя учебный процесс, стремится дать адекватную оценку своей педагогической работе и деятельности, поведению, внутренним ощущениям и взглядам. Помимо этого, в процессе рефлексии педагог пробует понять эмоциональное отношение и настрой учащихся к реализуемой им деятельности.
Выстраивая взаимоотношения с учащимися, педагог осуществляет самооценку себя в рамках общения и межсубъектных отношений. Рефлексируя педагог идентифицирует себя с той педагогической ситуацией, которая складывается, а также с содержанием педагогического взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями учеников и т.д.
Сущность педагогической рефлексии
Основой педагогического процесса является развитие. Это связано с тем, что суть педагогического процесса заключается в создании условий для развития и саморазвития всех его участников, то есть как учащихся, так и педагога. Под развитием учащихся понимается освоение и усвоение им учебных знаний и умений, получение навыка практической деятельности. Под развитием педагога понимают его личностный и профессиональный рост.
Таким образом, под развитием участников педагогического процесса понимается их последовательное качественное изменение (в плане знаний, умений, чувств, эмоций, мотивов деятельности и т.д.).
Развитие является внутренним процессов, поэтому судить о его течении субъект может только лишь путем самоанализа, саморазмышления, самонаблюдения, то есть посредством рефлексии. В связи с чем, педагогическая рефлексия в рамках педагогического процесса – это результат фиксирования его участниками состояния собственного развития, саморазвития и причин, влияющих на них.
Педагогическая рефлексия предусматривает обязательную взаимоценку и взаимоотображение взаимодействия участников педагогического процесса, отображение каждым из них своего внутреннего состояния и мира. В процессе педагогической рефлексии педагог может осуществлять самоанализ своего поведения, чувств, деятельности, выявлять эмоциональное состояние учащихся, их внутренний мир и удовлетворенность от педагогического процесса. Для того, чтобы дети умели осуществлять самоанализ своего поведения и эмоционального состояния, их учат рефлексивной деятельности с дошкольного возраста.
Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе – это самоидентификация субъекта педагогического процесса со складывающейся учебной ситуацией.
Основные функции педагогической рефлексии
Функции педагогической рефлексии, в первую очередь направлены на оптимизацию развития и саморазвития участников педагогического процесса.
Основной функцией педагогической рефлексии является диагностическая функция, которая направлена на констатацию уровня развития субъектов педагогического процесса, установившегося между участниками взаимодействия и его эффективности.
Помимо этого, выделяют ряд иных функций, присущих педагогической рефлексии:
- Проектировочная функция рефлексии – направлена на проектирование и моделирование педагогической деятельности, процесса взаимодействия между участниками педагогического процесса и целесообразности осуществляемой педагогом работы.
- Организаторская функция рефлексии – предусматривает организацию максимально продуктивной педагогической деятельности и взаимодействия между участниками педагогического процесса.
- Коммуникативная функция рефлексии – является наиболее важным условием организации эффективного педагогического общения между его участниками (педагогами, учащимися, родителями учеников).
- Смыслотворческая функция рефлексии – направлена на формирование у участников педагогического процесса осознания смысла их собственной деятельности во время обучения и взаимодействия друг с другом.
- Мотивационная функция рефлексии – определяет характер, результативность и направленность процесса взаимодействия между педагогом и учащимся.
- Коррекционная функция рефлексии – направлена на побуждение субъектов педагогического процесса к осуществлению корректировки собственной деятельности, реализуемой в рамках педагогического процесса, а также процесса взаимодействия между ними.
Выделение этих и других функций, их реализация будут способствовать повышению развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе, определять процедуру рефлексивной деятельности педагога и учащихся.
Таким образом, организация педагогической рефлексии имеет большое значение для эффективности реализуемого педагогом процесса, а также для его личностного и профессионального роста. Именно поэтому во время подготовки будущих специалистов в области педагогики необходимо обучать студентов навыкам рефлексирующей деятельности.
В том случае, если будущий педагог обладает навыками рефлексии, владеет приемами и знает порядок ее процедуры, то можно сказать, что он будет постоянно совершенствоваться и саморазвиваться в профессиональной деятельности.
Процедура рефлексии осуществляется по ходу деятельности (взаимодействия) либо после деятельности (взаимодействия).
Процедура рефлексии в педагогическом процессе складывается из трех ведущих компонентов:
- фиксирования состояния развития;
- определения причин этого;
- оценки продуктивности развития от состоявшегося педагогического взаимодействия.