Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Определение 1

Дифференцированный подход в обучении – это способ организации образовательной деятельности, основанный на разделении учащихся на группы, согласно их интересам и образовательным потребностям для их продуктивной реализации.

Дифференцированный подход в обучении играет важную роль в общем развитии каждого учащегося. Он реализуется на разных уровнях и этапах обучения, в урочной и внеурочной деятельности.

Основы реализации дифференцированного обучения в начальной школе

Реализация дифференцированного подхода в обучении предполагает использование в образовательном процессе разноуровневых заданий, т.е. заданий разной степени сложности с ориентацией на разный образовательный потенциал учащихся.

В основе осуществления дифференциации учащихся начальной школы лежат следующие параметры:

  1. Разработка показателей для формирования групп учащихся, т.е. дифференциации классного коллектива для образовательной работы, для разработки для каждой группы заданий определенного уровня сложности.
  2. Проведение диагностических методик исследования учащихся. Они позволяют определить общий уровень познавательного развития классного коллектива, познавательной заинтересованности отдельных учащихся и провести оценку по выделенным показателям дифференциации.
  3. Разделение учащихся на группы, согласно итогам диагностической деятельности.
  4. Разработка актуальных и продуктивных приемов дифференциации. Они выбираются, исходя из параметров развития учащихся, их познавательных возможностей, уровня развития умственных навыков и развитости психических процессов.
  5. Разработка разноуровневых заданий по группам дифференциации.
  6. Проведение диагностической контрольной деятельности в отношении итогов реализации дифференцированного подхода, оценки продуктивности дифференцированных заданий, их актуальности и целесообразности применения.
  7. Изменение состава дифференцированных групп учащихся и уровня сложности заданий.
«Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует отметить, что возрастной этап развития ребенка младшего школьного возраста характеризуется активным становлением психической сферы личности, формированием большинства психических процессов. Это требует непрерывного диагностирования уровня развития учащихся и коррекции их дифференциации.

Методика реализации дифференцированного подхода в урочной деятельности

Осуществление дифференцированного подхода в реализации образовательного процесса начальной школы осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает дифференциацию обучения на разных этапах учебных занятий.

Методика дифференцированной работы на уроках в начальных классах предполагает соблюдение следующего алгоритма действий:

  1. Проведение диагностики уровня развития учащихся, выявления их познавательных возможностей, потребностей и интересов.
  2. Разделение учащихся на группы. Данное разделение предполагает формирование групп учащихся по выбранным показателям. Как правило, формируются такие группы:

    • Дети, не справляющиеся с учебными заданиями самостоятельности и, нуждающиеся в постоянной помощи, сопровождении обучения;
    • Дети, способные к выполнению заданий самостоятельно;
    • Одаренные дети – решающие задачи более быстрыми темпами с сохранением высокого качества работы и, способные оказать помощь и содействие другим учащимся.
  3. Осуществление дифференцированного подхода на разных этапах урока. Это можно реализовать в виде заданий разного уровня сложности на этапе повторения пройденного материала, актуализации знаний учащихся или на этапе закрепления новой темы. Дифференцированные задания даются учащимся, сложившихся групп в таком порядке: первая группа получает задания с наличием инструкции по их выполнению, задания выполняются по образцам т.е. в задании используется материал урока, данные новой темы, правила и др. для повторения учащимися и их закрепления; вторая группа получает задания самостоятельно, без опоры на образцы выполнения, а третьей группе даются задания творческого характера, требующие применения не только новых знаний, но и актуализации уже имеющихся знаний и навыков, разрешения проблемных ситуаций.

  4. Дифференцированная домашняя работа. Учащимся даются задания дифференцированного характера. Они так же разделяются по группам и имеют разную степень сложности выполнения.

Как правило, дифференциации учащихся осуществляется внутри одного коллектива. Однако, имеет место быть дифференциация младших школьников по всей параллели: учащиеся делятся по уровню восприятия информации, по уровня обучаемости и развитости познавательной заинтересованности. Такое деление реализуется, как правило в познании дисциплин творческого характера: ИЗО, музыка. Однако, практика дифференциации по параллели является очень редкой.

Критерии дифференциации учащихся начальной школы

Дифференциация учащихся начальной школы на группы реализуется по следующим признакам:

  1. Уровень обучаемости. Он отражает развитие психических процессов, потенциальные возможности учащихся в усвоении познавательной информации.
  2. Обученность. Она отражает итоги предыдущих этапов образовательной деятельности и применяется в качестве критерия дифференциации на этапе обучения во втором, третьем и четвертом классах, поскольку, демонстрирует уже достигнутый уровень усвоения знаний учащимся.
  3. Типологические особенности развития учащихся. Они отражают преобладание в организме процессов торможения над процессами возбуждения и наоборот, а также уравновешенное развитие данных процессов.
  4. Уровень возможностей учащихся. Он может соответствовать содержанию образовательной программы или требовать углубленного изучения конкретной дисциплины.
  5. Способ восприятия информации. Учащиеся делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Одни учащиеся лучше воспринимают информацию, представленную в словесной форме, другие – наглядные данные, а третьим требуется текстовая информация – они отлично воспринимают информацию, представленную в учебной литературе, пояснения педагога в виде записей на доске или раздаточных текстовых материалов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot