Проблема творчества в современном образовании и подходы, ориентированные на творческое развитие студентов
Творческие способности – это совокупность разнообразных свойств личности, параметры ее личностного развития, определенные качества человека, посредством которых реализуется создание нового оригинального продукта и достижение конкретного результата.
Способности личности действовать в определенных направлениях и достигать наилучших результатов можно охарактеризовать как творческие способности. Творческая деятельность ведет к развитию личности. Это возможно, если в итоге творчества рождается новый продукт, который характеризуется нестандартностью, исключительными свойствами или если он создан посредством новых подходов и методик.
Интерес к творческому процессу и развитию творческих способностей личности на современном этапе развития общества является очень ярко выраженным. Развитие творческого потенциала каждой личности необходимо для достижения общих целей и задач обучения. Педагогу необходимо способствовать развитию творческого потенциала каждого учащегося, для чего его вовлекают в процесс освоения иностранных языков. Именно изучение языка способствует культурному развитию учащегося, формированию его эмоционального настроя, чувственной стороны, что, в свою очередь, обеспечивает раскрытие творческого потенциала личности.
В ходе обучения необходимо развивать у студентов любых факультетов творческие способности и креативный подход в решении стандартных задач. Креативный подход отражает способности личности к творческой деятельности, умение нестандартно мыслить и находить оригинальные решения задач. Креативность является выражением потребности студентов в исследовательской и поисковой деятельности.
Что касается студенческого возраста, то он является сензитивным периодом для развития креативности студентов. В этот период наиболее отчетливо проявляются творческие способности в определенных направлениях деятельности. поэтому, целесообразно активизировать все силы на развитии творческих способностей студентов. Для этого, в вузах технической ориентации, целесообразно поставить учебные занятия по иностранному языку в основу программы развития творческих способностей.
Творческие способности можно развивать путем применения разнообразных методик и технологий, методов, приемов и форм организации деятельности, подходов к обучению и воспитанию. К основным подходам, ориентированным на развитие творческих способностей студентов технических вузов, относят следующие:
- Личностно-ориентированный подход к обучению и личностно-деятельностный. В ходе личностно-деятельностного обучения, сосредоточение внимания происходит на самом процессе, а не на его итогах. Таким образом, у студентов развивается стремление к раскрытию своих творческих способностей, формируется умение оценивать и анализировать свою деятельность. Этот подход дополняет личностно-ориентированный подход, который определяет положение студента, как субъекта процесса обучения, со своими мотивами, целями и интересами.
- Проблемное обучение. Оно предполагает обязательное использование творческих направлений в любом направлении деятельности студентов. Для этого, на занятиях по иностранному языку применяются творческие задания проблемного характера. Это активизирует процесс познания, развивает мышление и творчество. Учащиеся учатся разрешать проблемные задачи, путем поиска новых методов их решения, задействования оригинальных идей.
- Когнитивный подход. Он основан на обучении навыкам учения т.е. развития у учащихся умений самостоятельно познавать, искать информацию, систематизировать ее, решать теоретические и практические задачи.
- Эвристический подход. Он основан на преобразовании студентами стандартных способов деятельности для разработки новых, оригинальных методов и учебных продуктов.
Условия эффективной организации учебного занятия по иностранному языку, ориентированному на развитие творческого потенциала студентов
Изучение иностранного языка, особенно в техническом университете, имеет важное значение. Оно ориентировано не просто на приобретение знаний об истории языка, его страны, народа и их культуры, развития навыков общения на иностранном языке, но и на развитие творческого потенциала студентов, развитие их творческих способностей и навыков принятия нестандартных решений.
Чтобы развитие творческих способностей на занятиях по иностранному языку было более эффективным, необходимо соблюдать следующие условия их организации:
- Наличие у педагога профессионализма и квалификации, мастерства в области преподавания, умение преподнести учебный материал нестандартным способом.
- Оснащение учебного заведения необходимыми материальными и техническими ресурсами.
- Создание в учебном коллективе благоприятного микроклимата, положительной обстановки для создания доверительных отношений в учебной и иных направлениях деятельности студентов.
- Регулярное проведение творческих занятий по иностранному языку.
- Создание системы квалифицированного и научно подкрепленного управления творческим процессом вуза и деятельностью студентов.
- Взаимосвязь между познанием, развитием навыков и умений и творческими направлениями деятельности.
- Использование методов, форм и способов обучения иностранному языку, отвечающих возрасту студентов, их индивидуальной специфике развития и психическим особенностям восприятия.
- Применение на учебных занятий личностно и социально значимых заданий творческой ориентации, различной сложности и требующей разной степени подготовки.
- Уход от командного и авторитарного стилей преподавания.
- Применение методик работы, направленных на развитие художественного вкуса, любви к прекрасному, Родине, развитие трудолюбия и уважения к окружающим.
- Применение внеаудиторных форм педагогической работы.
- Развитие навыков самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельность позволяет активизировать творческое мышление, сформировать навыки его дальнейшего применения в профессиональной деятельности, развивает эмоции и чувства студентов.
Основная роль в развитии творческих способностей студентов отводится педагогу. Он должен направлять студентов и помогать раскрывать их творческий потенциал на каждом занятии по иностранному языку. Только целенаправленная, регулярная, систематизированная педагогическая деятельность позволит добиться положительных результатов.