Понятие театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность – это один из видов творческой деятельности детей.
Творческая деятельность – это деятельность, в результате которой, посредством определенного искусства, рождается новый творческий продукт.
Театрализованная деятельность очень близка и понятна каждому ребенку дошкольного возраста, так как она является частью его природы. В связи с чем, одним из наиболее актуальных и оптимальных видов игры является театрализованная игра, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность выразить свои эмоции, почувствовать себя свободным и раскованным. Кроме того, в рамках театрализованных игр у детей формируется устойчивый интерес к родной культуре, произведениям литературы и в целом к театру.
Основной целью театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста является всестороннее развитие творческих способностей детей.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения ряда задач:
- Приобщение дошкольников к культуре театра.
- Обучение некоторым элементам актерского мастерства.
- Формирование навыков общения и коллективного творчества.
Каждый ребенок с рождения наделен определенными творческими способностями, которые необходимо развивать посредством создания необходимых условий. К таким условиям относятся – организованная в группе ДОУ предметно-развивающая среда и организованные систематические занятия по театрализованной деятельности.
Организованная театрализованная деятельность в ДОУ предполагает создание воспитателем картотеки театрализованных игр, этюдов и упражнений. Для того, чтобы театрализованная деятельность была интересна и привлекательна для детей, следует создать благоприятную эмоциональную атмосферу и комфортные условия для творчества. С этой целью в группе могут быть созданы театрализованные уголки. Особенно следует отметить, что наибольший восторг у детей вызывает проведение театрализованной деятельности в актовом зале, особенно если он оборудован сценой.
Организация театрализованного кружка в ДОУ
Значительное влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста оказывает организованная кружковая театрализованная деятельность.
Организованная кружковая театрализованная деятельность предполагает разработку специальной программы, которую педагог последовательно реализует в работе с детьми.
Содержание театрализованной деятельности включает в себя не только знакомство детей старшего возраста с разнообразными литературными произведениями и театральной культурой. Кружковая деятельность должна включать в себя несколько направлений работы с детьми, только в этом случае она будет эффективной, и способствовать развитию у детей творческих способностей.
Направления работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках театрализованного кружка:
- Основы театральной культуры
- Основы актерского мастерства
- Театральная мастерская.
Методы обучения, используемые в работе театрализованного кружка:
- игровые импровизации;
- анализ театрализованной деятельности детей;
- словесные методы.
Для того, чтобы деятельность театрального кружка была действительно направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей, необходимо опираться на ряд педагогических принципов:
- принцип последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип деятельности;
- принцип интеграции;
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип соответствия возрасту;
- принцип преемственности.
Таким образом, правильно организованная театрализованная кружковая деятельность, оказывает положительное влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей. Это связано с тем, что дети имеют возможности в непринужденной обстановке проявить свои таланты, получить новые знания и умения, расширить собственный кругозор.
Организация театрализованной деятельности в ДОУ
Театрализованная деятельность в ДОУ может быть организована как самостоятельная деятельности, а также в рамках иных видов деятельности. Например, театрализованная деятельность может быть включена в НОД, совместную и самостоятельную деятельность детей.
Использование театрализованной деятельности в НОД осуществляется посредством организационного момента, когда воспитатель вводит персонаж, использует игровой прим или форму обучения, направленные на лучшее усвоение новых знаний.
В рамках совместной деятельности, театрализованная деятельность может быть организована с использованием таких форм работы как: разучивание стихотворений, разыгрывание этюдов, сказок и сценок, ознакомление с разными видами театров, самостоятельные импровизации и т.д.
Помимо организованной театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, большое значение имеет привлечение к этой деятельности не только детей, но и их родителей.
Совместно с родителями дети готовятся к театрализованным представлениями: занимаются пошивом костюмов, изготавливают декорации и т.д. В процессе такой работы дети делятся своими впечатлениями, вносят собственные предложения. Все это доставляет детям большое удовольствие, им нравится то, чем они занимаются с родителями, что гарантирует положительные результаты в развитии творческих способностей каждого ребенка.
Внедряя в образовательный процесс в ДОУ театрализованную деятельность, воспитатель и родители делают жизнь старших дошкольников более содержательной и интересной, наполняют ее радостью и творчеством. Театральная деятельность «вводит» детей в мир прекрасного и чувственного. Благодаря театру дети имеют возможность выразить свои эмоции и показать свои творческие способности.