Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие воображения у дошкольника средствами театрального искусства

Понятие воображения

Определение 1

Воображение – это способность психики человека моделировать в уме новые объекты или идеи, которые в его личном жизненном опыте в целостном виде прежде не воспринимались или же в принципе не могут быть восприняты посредством каких-либо органов чувств.

Воображение – неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности человека на каждом этапе его жизни. Особенно значимо развитие воображения и творчества в период дошкольного детства, так как именно в этом возрасте идет закладка основ их развития.

Воображение формируется в ходе развития ребенка, его деятельности и под воздействием условий его жизни, обучения и воспитания, начинаясь непроизвольным, пассивным, воссоздающим к произвольному и творческому. К концу дошкольного возраста воображение детей с нормальным развитием становится продуктивным и определяется появлением и развитием у детей внутренней позиции, которая позволяет ему осмысливать и переосмысливать ситуацию, подготавливая к переходу на новый возрастной этап, к новой учебной деятельности.

У периода дошкольного детства есть масса возможностей для развития творческого воображения детей, связанного с формированием произвольности, внутреннего плана действий, рефлексии, формируются наиболее тесные связи фантазирования и речемыслительных процессов, начинается формирование новой функциональной системы воображения.

Чтобы развивалось творческое воображение необходимо формировать его предпосылки, состоящие из личного опыта, потребностей, интересов, мотивов, образного видения действительности, комбинаторных способностей, владения техникой воплощения продукта воображения во внешнюю форму и традиций, то есть образцов творчества и окружающей среды.

Игра для детей – не просто воспоминание о том, что они пережили, но и процесс творческой переработки пережитых впечатлений, их сочетание, построение на их основании новой действительности, которая соответствует запросам и влечениям самих детей.

Театрализованная деятельность детей и воображение

Театрализованная игра рассматривается в качестве творческой деятельности, в которой наглядно выделяется комбинирующая деятельность воображения. В игре из элементов, которые взяты из окружающей жизни, ребенок создает новое творческое построение, образ, который принадлежит ему самому.

«Развитие воображения у дошкольника средствами театрального искусства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Драматургия – тип творчества детей, проявляющийся самыми разнообразными видами – сочинением, разыгрыванием коротких импровизированных сценок, инсценировкой готового литературного материала.

Детям интересна внутренняя эмоциональная насыщенность литературного сюжета, конкретная активность персонажей. Детское творчество в игре еще несовершенно, но это только первая стадия деятельности, из которой позже сформируется искусство.

Появление у детей дошкольников замысла знаменует переход к творческой деятельности. В раннем возрасте дети двигаются от действия к мысли, у старших дошкольников развивается способности идти от мысли к действию, воплощать собственные замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связываются с развитием творческого воображения.

Основой оценки воображения детей в театрализованной игре выступают три группы показателей:

  • отношение к творчеству, развитие мотивационно-потребностного компонента и интереса к продуктивной деятельности;
  • степень владения способами творческих действий и наличие структурных и комбинаторных компонентов в воображении;
  • качество детской продукции.

Дополнительными показателями выступают использование разных типов помощи со стороны взрослых во время выполнения заданий.

Медведевой Е.А. выделено пять моделей поведения детей в театрализованных играх:

  • преобладание творческого воображения. Отмечается заинтересованность в задании, развитие целостного образного видения игровой ситуации, выраженная целенаправленность воображения и владение способами творческого действия. Комбинаторные навыки сформированы на достаточном уровне, дети самостоятельно ищут средства наилучшего решения задания и оригинально выражают образы воображения;
  • преобладание элементарно-творческого воображения. Отмечается достаточный уровень развития мотивационно-потребностного компонента творческой деятельности, способность детей входить в воображаемую условную ситуацию и передать ее целостность. Комбинаторные механизмы воображения дают возможность преобразовать знакомый материал, внеся в него элементы нового;
  • преобладание репродуктивно-воссоздающего воображения. Отмечается интерес к творческой деятельности и адекватное восприятие сюжета в качестве целостной ситуации. Если дети недостаточно владеют техникой воплощения и игрового действия, это затрудняет внешнюю передачу образов воображения и проявления знаково-символической функции. Дети хорошо справляются с ролевым и модельным иллюстрированием композиции готового сюжета;
  • преобладание собственно-репродуктивного воображения. Отмечается интерес к творческой деятельности снижен, недостаточно сформированы образы-представления, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Дети ограничиваются лишь репродукцией опорных материалов, испытывая затруднения при самостоятельном поиске средств выразительности образов персонажей. Созданием предметной среды не активизируется проявление творческого воображения;
  • преобладание фрагментарно-репродуктивного воображения. Отмечаются трудности репродукции целостной композиции заданного сюжета в театрализованных играх, отсутствует интерес к заданиям, которые связаны с проявлением творчества, бедная образная сфера, несформированность комбинаторных механизмов воображения. Знаково-символическая функция проявляется способностью поставить себя на место персонажа, и она затруднена. Дети демонстрируют репродукцию заданного сюжета, образа только с помощью взрослых, если они берут на себя организующую роль. При этом дети не могут самостоятельно создать план-замысел, воображаемую ситуацию в образно-ролевых и режиссерских играх.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot