Суть целеполагания и классификация уровней работы над его формированием
Цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. В связи с этим очень важно, чтобы цель была связана с остальными компонентами педагогической деятельности. Формулировка целей зачастую вызывает ряд затруднений у педагогов и детей. Одной из причин этого выступает некоторое отвлеченное понятие, этап, который должен быть преодолен.
В личностно-ориентированном обучении целеполагание пронизывает весь образовательный процесс, выполняет внутри него функцию мотивации деятельности учащихся, стабилизации учебного процесса, диагностика результатов обучения. Постановка цели – начальный этап деятельности.
Работа над целеполаганием предполагает включение учеников в нее на разных уровнях:
- 1 уровень – у учеников преобладают формальные цели, связанные с получением хорошей оценки, похвалы от родителей или учителей, запоминанием конкретного материала.
- 2 уровень – ученики ставят смысловые цели, связанные с процессом осознанного восприятия материала учебного предмета;
- 3 уровень – у детей присутствуют творческие цели, предполагающие выполнение творческих заданий в процессе изучаемого предмета.
Чтобы достичь цели урока педагогу нужно продуманно решать три основные дидактические задачи:
- актуализация прежних знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с темой урока;
- формирование у учеников новых понятий и способов действия;
- организация применения учениками знаний и опыта деятельности, чтобы сформировать у них новые учебные и познавательные умения и навыки, новый опыт познавательной деятельности.
Приемы формирования целеполагания
Начинать необходимо с диагностики ученических целей. Для этого используют устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и пр. Постановка целей учениками осуществляется под руководством педагога в разных временных периодах: на уроке, при выполнении домашнего задания, учебной четверти, года и учебного курса. При этом отсутствует изначальная заданность, что позволяет для формирования целеполагания выявить действительно личностно-значимые цели ребенка. Все приемы целеполагания могут подразделяться на:
Визуальные:
- тема-вопрос;
- работа над понятием;
- ситуация яркого пятна;
- исключение;
- домысливание;
- проблемная ситуация;
- группировка.
Аудиальные:
- подведение итога;
- собери слово;
- исключение;
- проблема предыдущего урока.
Стоит обратить внимание на ряд приемов, которые могут помочь сформировать способность к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей:
- формулировать тему в виде вопроса. Тему урока формулируют как вопрос, и в процессе обсуждения учителя с детьми выстраивается план действий на уроке;
- выявить неполноту знаний учащихся. В начале урока на этапе актуализации знаний проводят беседу, выявляющую определенную неполноту знаний учащихся;
- дополнение цели урока посредством использования слов-помощников. Учителем формулируется тема урока и он просит учеников, посредством слов-помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: повторить, изучить, узнать, проверить.
Названные приемы – универсальные, не предполагают больших затрат времени на уроке и сил учителя. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания выстраиваются на диалоге, в связи с чем важна грамотная формулировка вопросов, обучение детей не только ответам на них, но формулировке собственных вопросов.
Задания, направленные на формирование умений целеполагания у школьников:
- задачи без вопросов;
- задания, в которых один и тот же учебный материал может быть использован для осуществления разных видов деятельности;
- переформулировка заданий так, чтобы учебная цель превратилась в очевидную;
- задания-таблицы.
Алгоритм процесса целеполагания, которое осуществляет педагог во время планирования обучения по своему предмету, состоит из следующих шагов:
- сформировать цели обучения по данной дисциплине на основании требований стандарта;
- конкретизировать цели обучения, учитывая особенности класса, группы, каждого учащегося и его личностного смысли в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;
- определить цели обучения по разделам, темам и модулям;
- планировать цели конкретного занятия, раскладывать их на микроцели, то есть задачи каждого этапа.
Эффективность целеполагания зависит от степени соответствия результатов обучения поставленным целям. В связи с этим, цели должны быть:
- реальными и достижимыми, то есть указывать на конкретные результаты обучения;
- инструментальными и технологичными, то есть определять конкретные действия по их достижению;
- диагностируемыми – поддаваться измерениям, определять соответствие им результатов деятельности.
Приемами целеполагания формируется мотив и потребность действовать. Ученики реализуют себя в качестве субъекта деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания представлен коллективным действием, каждый ученик в котором – участник и активный деятель, каждый чувствует, что создает общее творение. Дети учатся высказывать свое мнение, знают, что оно будет услышано и принято, учатся слушать и слышать других людей, без чего невозможны процессы взаимодействия. Именно обозначенный подход к целеполаганию – эффективный и современный.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, при планировании урока, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны вытеснять процессы воспитания и развития личности.