Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие способности к целеполаганию у первоклассников

Суть целеполагания и классификация уровней работы над его формированием

Определение 1

Целеполагание в обучении – это процесс установления учителями и учащимися целей и задач обучения на определенном его этапе.

Цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. В связи с этим очень важно, чтобы цель была связана с остальными компонентами педагогической деятельности. Формулировка целей зачастую вызывает ряд затруднений у педагогов и детей. Одной из причин этого выступает некоторое отвлеченное понятие, этап, который должен быть преодолен.

В личностно-ориентированном обучении целеполагание пронизывает весь образовательный процесс, выполняет внутри него функцию мотивации деятельности учащихся, стабилизации учебного процесса, диагностика результатов обучения. Постановка цели – начальный этап деятельности.

Работа над целеполаганием предполагает включение учеников в нее на разных уровнях:

  • 1 уровень – у учеников преобладают формальные цели, связанные с получением хорошей оценки, похвалы от родителей или учителей, запоминанием конкретного материала.
  • 2 уровень – ученики ставят смысловые цели, связанные с процессом осознанного восприятия материала учебного предмета;
  • 3 уровень – у детей присутствуют творческие цели, предполагающие выполнение творческих заданий в процессе изучаемого предмета.

Чтобы достичь цели урока педагогу нужно продуманно решать три основные дидактические задачи:

  • актуализация прежних знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с темой урока;
  • формирование у учеников новых понятий и способов действия;
  • организация применения учениками знаний и опыта деятельности, чтобы сформировать у них новые учебные и познавательные умения и навыки, новый опыт познавательной деятельности.

Приемы формирования целеполагания

Начинать необходимо с диагностики ученических целей. Для этого используют устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и пр. Постановка целей учениками осуществляется под руководством педагога в разных временных периодах: на уроке, при выполнении домашнего задания, учебной четверти, года и учебного курса. При этом отсутствует изначальная заданность, что позволяет для формирования целеполагания выявить действительно личностно-значимые цели ребенка. Все приемы целеполагания могут подразделяться на:

«Развитие способности к целеполаганию у первоклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Визуальные:

    • тема-вопрос;
    • работа над понятием;
    • ситуация яркого пятна;
    • исключение;
    • домысливание;
    • проблемная ситуация;
    • группировка.
  2. Аудиальные:

    • подведение итога;
    • собери слово;
    • исключение;
    • проблема предыдущего урока.

Стоит обратить внимание на ряд приемов, которые могут помочь сформировать способность к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей:

  • формулировать тему в виде вопроса. Тему урока формулируют как вопрос, и в процессе обсуждения учителя с детьми выстраивается план действий на уроке;
  • выявить неполноту знаний учащихся. В начале урока на этапе актуализации знаний проводят беседу, выявляющую определенную неполноту знаний учащихся;
  • дополнение цели урока посредством использования слов-помощников. Учителем формулируется тема урока и он просит учеников, посредством слов-помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: повторить, изучить, узнать, проверить.

Названные приемы – универсальные, не предполагают больших затрат времени на уроке и сил учителя. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания выстраиваются на диалоге, в связи с чем важна грамотная формулировка вопросов, обучение детей не только ответам на них, но формулировке собственных вопросов.

Задания, направленные на формирование умений целеполагания у школьников:

  • задачи без вопросов;
  • задания, в которых один и тот же учебный материал может быть использован для осуществления разных видов деятельности;
  • переформулировка заданий так, чтобы учебная цель превратилась в очевидную;
  • задания-таблицы.

Алгоритм процесса целеполагания, которое осуществляет педагог во время планирования обучения по своему предмету, состоит из следующих шагов:

  • сформировать цели обучения по данной дисциплине на основании требований стандарта;
  • конкретизировать цели обучения, учитывая особенности класса, группы, каждого учащегося и его личностного смысли в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;
  • определить цели обучения по разделам, темам и модулям;
  • планировать цели конкретного занятия, раскладывать их на микроцели, то есть задачи каждого этапа.

Эффективность целеполагания зависит от степени соответствия результатов обучения поставленным целям. В связи с этим, цели должны быть:

  • реальными и достижимыми, то есть указывать на конкретные результаты обучения;
  • инструментальными и технологичными, то есть определять конкретные действия по их достижению;
  • диагностируемыми – поддаваться измерениям, определять соответствие им результатов деятельности.

Приемами целеполагания формируется мотив и потребность действовать. Ученики реализуют себя в качестве субъекта деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания представлен коллективным действием, каждый ученик в котором – участник и активный деятель, каждый чувствует, что создает общее творение. Дети учатся высказывать свое мнение, знают, что оно будет услышано и принято, учатся слушать и слышать других людей, без чего невозможны процессы взаимодействия. Именно обозначенный подход к целеполаганию – эффективный и современный.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, при планировании урока, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны вытеснять процессы воспитания и развития личности.

Дата последнего обновления статьи: 08.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot