Развитие речи
Речь – это тип коммуникативной деятельности людей, то есть использование языковых средств, чтобы общаться с другими членами коллектива.
Активизация – это усиление, оживление учебной деятельности, побуждение совершать решительные действия, осуществляемое в трех направлениях: педагогическом, социально-психологическом и социально-экологическом.
Сосредоточение внимания учеников на языковых формах и их значениях активизирует познавательную деятельность детей, способствуя более быстрому и прочному усвоению изучаемого материала, развитию мышления и речевых способностей. Внимание к словам, их формам, написанию во время чтения и письма учит детей запоминать слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи.
На уроках русского языка следует проверять не только то, насколько ученик справился с предложенным заданием, но и то, что он запомнил из написанного и сможет правильно произнести и употребить в собственной речи. Это крайне важно не только в процессе выработки орфографически-грамотного письма, но и в формировании письменной речи учеников. Если грамматико-орфографическое упражнение не сопровождается определенными умственными действиями, то учащийся не думает над тем, что он пишет.
Изучение программы должно идти быстрыми темпами, а процесс учения полностью осознаваться учениками.
Учитель должен придерживаться следующих задач:
- включать учеников в самостоятельную познавательную деятельность;
- обеспечивать эмоциональную поддержку учащихся, создавать для каждого ученика ситуацию успеха на основании применения индивидуальных эталонов оценивания;
- проводить экспертизы полученных результатов, как педагогом, так и учениками.
Иными словами, активизация учеников при обучении – одно из наиболее значимых направлений совершенствования учебно-воспитательной деятельности в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учениками происходит при осуществлении ими активной умственной деятельности. В связи с этим работа должна организовываться на каждом уроке таким образом, чтобы учебный материал превратился в предмет активных действий.
Развитие речи в младшем школьном возрасте
Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь выступает основой для любой умственной деятельности, в качестве средства коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать начинают формироваться при овладении знаниями посредством речи и проявляются также и в речевой деятельности.
Речь помогает не только общаться с окружающими людьми, но и помогает в познании мира. Овладение речью – это возможность познать действительность. На богатство и точность содержательности речи влияет обогащение сознания ребенка разнообразными представлениями и понятиями, в зависимости от жизненного опыта школьника, объема и динамичности его знаний. То есть речи, чтобы развиваться нужен не только языковой, но и фактический материал.
Успехи учеников в связной речи обеспечивают и определяют успех учебной работы по всем предметам, способствуя формированию полноценного навыка чтения, а также формированию основ орфографической грамотности.
Связной речи характерна смысловая, структурная и языковая связь частей. Основная единица – текст. При обучении связной речи можно столкнуться с понятием деятельности в двух аспектах:
- как учебная деятельность, в процессе которой идет усвоение знаний о структуре языка;
- как речевая деятельность, в процессе которой ученики пользуются языком в разных речевых функциях, включая функцию общения.
В младшем школьном возрасте дети усваивают язык стихийно, в процессе общения и речевой деятельности. Но этого мало – стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Также отдельные стороны языка просто не могут быть усвоены стихийно, поэтому должны изучаться в школе.
Обогащение речи положительно воздействует на процесс развития мышления. При этом важно, чтобы новые языковые средства, усваиваемые учащимся, были наполнены реальным смыслом. Этим обеспечивается взаимосвязь речи и мышления. Если ученик не способен облечь собственную мысль в речевую оболочку, значит, сама мысль содержит какие-то изъяны, и эти изъяны обязательно обнаружат себя при оформлении мысли в речевую форму. Полная четкость мыслью может быть приобретена только тогда, когда человек умеет выражать ее в ясной и понятной для других людей языковой форме. Речь может быть разнообразной – от разговора двух друзей до монолога артиста на сцене или ответа ученика у доски.
Внутренняя речь – мысленная, которая протекает на языковом материале, но не имеет отчетливых внешних проявлений. Можно сказать, что это разговор с самим собой. Такая речь отрывочна и лишена грамматической формы.
Внешняя речи – это общение, речь для других, она предполагает восприятие, понимание говорящего его собеседниками или слушателями. Внешняя речь может быть диалогической и монологической.
Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами. Каждое высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалогу не нужны развернутые предложения, поэтому он содержит массу неполных предложений.
Монолог – это речь одного человека, его рассказ, сообщение, пересказ. Монолог произволен и требует волевых умений, а порой и существенной подготовительной работы.
На уроках русского языка в начальной школе следует уделить внимание выработке у детей определенных качеств речи, как части их общей культуры:
- правильность – сообщение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии и пунктуации. Правильность – базовое качество хорошей речи;
- ясность – доступность речи для понимания другими людьми. Слова и выражения, которые были придуманы или позаимствованы из какого-то произведения для украшения своей речи – вредят ясности;
- чистота – свобода от лексики, которая лежит за пределами литературного языка;
- выразительность – умение ярко и убедительно, но при этом сжать выражать свои мысли и чувства, умение интонацией и подбором слов воздействовать на слушателя;
- богатство – определяется выбором языковых средств, чтобы выразить одну и ту же мысль, отсутствие однообразия.