Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изложение как средство развития связной речи младших школьников на уроке русского языка

Развитие связной речи в начальной школе

Вопрос о развитии речи может быть рассмотрен с точки зрения разных подходов к пониманию понятия «речь». С одной стороны, она выступает как процессуальная сторона общения, связанная с продуцированием высказываний. С другой – это результат общения, выраженный в конкретном речевом произведении, оформленном в устном или письменном варианте.

Определение 1

Понятие развития речи является одним из центральных в методике и представляет собой систему приёмов, позволяющих содействовать качественному изменению речи, а именно: развитию её словарного состава, усложнению используемых синтаксических моделей и грамматических форм, формированию стилистических умений.

Речевое развитие тесно связано с интеллектуально-познавательной сферой ребёнка, оно стимулирует развитие вербального интеллекта, словесной памяти и абстрактно-логического мышления.

Кроме этого, речевое развитие является важнейшим фактором становления языковой личности, формирования речевой культуры и коммуникативной компетенции.

Следует подчеркнуть, что ведущая роль в развитии речи принадлежит школьному обучению, поскольку иные факторы, являющиеся средствами формирования речи, носят неорганизованный и нецеленаправленный характер. Безусловно, речевая среда, в которой воспитывается ребёнок, играет большую роль становлении первоначальных речевых навыков, однако, чем старше он становится, тем более значимыми являются специальные учебные упражнения, направленные на развитие связной речи.

Связная речь – термин, используемый в отечественной методике и находящийся в определённых отношениях с понятием речевого развития.

Определение 2

Связная речь является компонентом общего речевого развития и представляет собой совокупность речевых навыков построения монологических высказываний в различных жанрах, отличающихся точностью словоупотребления, композиционной стройностью, последовательностью и тематическим разнообразием.

«Изложение как средство развития связной речи младших школьников на уроке русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие связной речи – педагогический «идеал» речевого развития личности. На практике ребенок сталкивается с необходимостью научиться применять свои языковые знания в разных сферах и ситуациях общения. Поэтому понятие связной речи в настоящее время обретает всё больший коммуникативно-прагматический характер.

Обучаясь в начальной школе, дети выполняют различные упражнения, которые способствуют развитию навыков связной речи. Эти упражнения можно разделить на две группы:

  1. Задания, способствующие прогрессу монологической речи (развёрнутые ответы на вопросы, доклады и сообщения, публичные выступления, защита проектов, анализ текста, лингвистическое моделирование, пересказ).
  2. Задания, направленные на развитие диалогической речи (учебная беседа, диспут, «мозговой штурм», коллективное обсуждение учебных задач в группах, парная работа по составлению диалогов или небольших текстов, учебные игры, инсценировки, приёмы драматизации).

Одной из эффективных форм речевого развития выступает изложение как упражнение, направленное на развитие письменной монологической речи.

Изложение как средство развития связной речи младших школьников на уроке русского языка

Определение 3

Изложение представляет собой такую форму работы с текстом, в основе которой лежит его воспроизведение в письменном виде с сохранением основного содержания исходного текста и (или) особенностей стиля его автора.

Виды изложений зависят от задачи, которую ставит перед учениками педагог, и включают:

  • По степени сохранения особенностей текста-образца: подробные (максимальная ориентация на текст автора), сжатые (с сохранением основных микротем без избыточной информации), выборочные (из исходного текста берётся только тот материал, который необходим по условию задания).
  • По изменению грамматической формы текста: от лица автора / с изменением лица (соответственно и грамматических форм глагольного ряда).
  • По дидактической цели: обучающее / контрольное.
  • По степени привлечения дополнительного материала: осложнённые грамматическим заданием / не включающие дополнительных заданий.
  • По вовлечению творческого потенциала учеников выделяют творческие изложения (например, включающие самостоятельное продолжение текста).

Организация и проведение изложения – трудоёмкий процесс, требующий реализации ряда этапов:

  1. Подготовительный, начинающийся за несколько уроков до самой работы. Данный этап включает орфографическую подготовку (работу со словарными словами, трудными орфограммами), задания, направленные на лексико-семантическую и семантико-стилистическую подготовку (объяснение значения слов, подбор контекстов, в которых они употребляются, работа со стилистическими синонимами). Также учитель уделяет внимание синтаксическому моделированию, предлагая задания на составление словосочетаний, предложений по опорным словам.
  2. Этап подготовки к написанию на уроке развития речи. Работа начинается с чтения текста вслух и его обсуждения. Это позволяет учителю определить, насколько хорошо текст понят учениками, нет ли фрагментов или слов, вызывающих затруднения, а также сформулировать тему и основную мысль текста.
  3. В ходе совместного обсуждения дети составляют план текста. При проведении обучающих изложений целесообразно сопровождать запись плана фиксацией ключевых для каждой части слов.
  4. После составления плана необходимо несколько раз пересказать текст с опорой на план (по абзацам или целиком).
  5. Если в тексте имеются слова, написание которых может вызвать трудности, учитель выписывает их на доске, объясняя имеющиеся в них орфограммы.
  6. Текст читается повторно, после чего ученики излагают его содержание на черновик, редактируют свои тексты, а затем переписывают их набело.

После написания и проверки изложения работа с ним не заканчивается. Учитель систематизирует допущенные ошибки (орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые) и предлагает задания (групповые и индивидуальные), направленные на их отработку.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot