Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка

Словарная работа - одно из направлений в начальном языковом образовании, которое включает:

  1. Пополнение словаря учеников за счёт включения в него новых слов, а также уточнения значения уже известных.
  2. Обучение использованию слов в речи – устной и письменной – в соответствии с нормами литературного языка и требованиями стиля.
  3. Освоение лексического богатства русского языка, его выразительных возможностей.
  4. Формирование правописных навыков путем изучения словарных слов с непроверяемыми орфограммами.

Работа над расширением словаря, формированием устойчивых навыков правописания является важным фактором, определяющим развитие письменной речи ребенка. В процессе работы над значением и написанием слова расширяется предметный и понятийный словарь, формируется представление о возможностях лексической сочетаемости слов, развивается представление о нормативном словоупотреблении, создаётся необходимая база для лексического наполнения синтаксических конструкций, а также вырабатываются умения использовать выразительные возможности лексики – синонимы, антонимы, тропы, фразеологические единицы.

Статья: Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Основные принципы, лежащие в основе словарно-орфографической работы, заключаются в следующем:

  1. Систематичность и последовательность: эффективность словарной работы зависит от регулярности её проведения, целенаправленности и структурирования процесса овладения лексическими и орфографическими умениями.
  2. Логичность изучения лексики: целесообразно подходить к пополнению словаря на основе тематического принципа, формируя у учеников представления о значении и написании комплексов слов, а не разрозненные сведения в области лексики и орфографии.
  3. Направленность на увеличение как количественного, так и качественного состава лексики за счёт расширения значения уже известных слов.
  4. Контекстный принцип изучения лексики.
  5. Учет связей с другими разделами языка – морфологией, синтаксисом, орфографией, этимологией, стилистикой.
Замечание 1

Словарно-орфографическая работа предполагает изучение парадигматических и синтагматических связей слов. В первом случае ученики выявляют отношения, в которые вступает слово с другими лексическими единицами в языковой системе (синонимия, антонимия, полисемия), во втором – изучается функционирование слов в разных синтаксических конструкциях в окружении других единиц языка.

«Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методика словарной работы в начальной школе

Лексическая работа осуществляется в несколько этапов:

  1. Знакомство с новым словом в процессе чтения текста или работы над правописанием. Первоначальное изучение новых слов организуется в форме беседы, в ходе которой выясняется, все ли слова в тексте понятны ученикам, что обозначают непонятные слова, где их можно услышать / употребить и так далее.
  2. На этапе семантизации вводится значение нового слова. Способы семантизации различны и зависят как от самого изучаемого слова, так и от возможностей класса. Учитель может выбрать репродуктивный путь и познакомить учеников со словарным значением, а может организовать частично-поисковую деятельность учеников по самостоятельному поиску значения путем подбора к слову синонимов, толкования из контекста или словообразовательного анализа.
  3. Усвоить лексическое значение недостаточно, необходимо включить новое слово в активное словоупотребление. Этому способствует работа по введению слов в речевую практику. Ученики составляют словосочетания с новыми словами, выявляя ограничения их лексической сочетаемости, конструируют с ним предложения, используют его при написании сочинений или изложений.
  4. Расширение представлений о функционировании слова в лексической системе через выявление его синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Данный вид работы помогает ученикам увидеть системное строение языка, установить связи между его единицами.
  5. Работа над формированием навыков правописания данного слова. Трудные слова заносятся в личные орфографические словарики, проговариваются вслух, учитель комментирует те места в слове, в которых возможно допустить ошибку. Ученики составляют со словарными словами различные предложения, выполняют осложнённое списывание, пишут словарные диктанты, исправляют ошибки в написании словарных слов.

Вспомогательными приемами работы над новыми словами являются:

  1. Использование этимологии и этимологического анализа. Привлечение сведений о происхождении слов не только помогает понять их значение, но и иногда содержит объяснение их написания, способствует развитию лингвистических представлений и кругозора учеников.
  2. Стилистический анализ помогает увидеть особенности функционирования слова с точки зрения отношения его к нейтральному и функционально окрашенному слою лексики. Выявление дополнительных оттенков значения позволяет ученикам понять, в каких контекстах и ситуациях общения применение данного слова является уместным, а в каких - нежелательным или недопустимым.
  3. Работа с толковым или орфографическим словарем является общим учебным умением. Необходимо приучить учеников обращаться к словарям, в том числе электронным, при возникновении трудностей с определением значения или написания слова, осуществлять проверку написанного по орфографическому словарю.
  4. Анализ текста предоставляет богатые возможности для словарной работы. Ученики не только знакомятся с новыми словами, но и изучают в контексте особенности их употребления и возможности сочетаемости.
  5. Игровые формы словарной работы включают разгадывание загадок, составление и решение кроссвордов, подготовку лексических КВН и проч. Данные виды работ являются увлекательными, способствуют развитию познавательных интересов и стимулируют учеников изучать лексические темы.
  6. Проектная деятельность включает подготовку лексических исследований, словарей одного слова, сообщений о происхождении или значении слов. Данная работа приучает к самостоятельному поиску новых знаний и направлена на развитие творческих способностей.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot