Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Психическое развитие – это качественные и структурные новообразования психики, которые характеризуются необратимостью, направленностью и закономерностью. Развитие речи – один из показателей общего психического развития.
Дети с нарушением речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при условии сохранения нормального слуха и интеллекта. Нарушения речи разнообразны, они проявляются нарушением произношения, грамматического строя речи, бедностью словарного запаса, а также нарушением темпа и плавности речи.
В соответствии со степенью тяжести речевые нарушения подразделяют на те, которые не представляют препятствий к обучению в массовой школе, а также тяжелые нарушения, которые требуют специального обучения.
Дети с нарушениями речи обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Их поведению может быть свойственен негативизм, агрессия, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, повышенная застенчивость, нерешительность, пугливость, общая заторможенность, замкнутость и пр.
Преодоление ОНР у детей – актуальная проблема современной логопедии. Развитие словаря, уточнение значений слов, формирование лексической системы играют важную роль в процессе развития познавательной деятельности детей, так как слово и его значение – средство не только речи, но и мышления.
Своевременная коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и дальнейшей их успешной адаптации в социуме.
Развитие произвольной памяти у детей с ОНР
Исследование памяти у детей с ОНР помогло определить, что объем их зрительной памяти почти не отличается от нормы. Исключение затрагивает только возможность продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми, страдающими дизартрией. Низкие результаты проб у таких детей связывают с выраженными нарушениями восприятия формы и слабостью пространственных представлений.
Эффективность произвольной памяти во многом зависит от умения контролировать себя в процессе заучивания, в первую очередь от умения различать, как воспроизведен материал, и что осталось невоспроизведенным. Недостатки произвольной памяти у детей проявляются снижением ее объема и недостаточной точностью. Например, дословно воспроизвести несложный текст для детей с ОНР достаточно сложно. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов создает ряд дополнительных затруднений при овладении связной монологической речью. Все это должно быть учтено при организации и проведении коррекционных занятий, направленных на обучение детей рассказыванию.
Психокоррекционная работа с детьми с ОНР должна состоять из комплекса мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.
Средства развития произвольной памяти у дошкольников с ОНР
Всю коррекционно-воспитательную работу в ДОУ проводят и на специализированных занятиях, и в повседневной жизни. Важно, чтобы помощь, направленная на развитие речи была квалифицирована, обоснована, своевременна. Воспитатель должен принимать активное участие в коррекционном процессе, способствовать устранению речевых дефектов и нормализации психики проблемного ребенка.
При отслеживании динамики речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь. Внимание и память тесно связаны с речью. Если у детей нарушено внимание, то восприятие речи не может идти в полном объеме.
Проблема развития памяти у детей с ОНР решается не только на теоретическом уровне. Дефектологи и логопеды должны ставить перед собой следующий ряд задач:
- выяснить подходы и принципы, реализуемые педагогами;
- выделить предпочитаемые формы, методы и приемы работы.
Развитие памяти идет поэтапно:
- на первом этапе дети учатся произвольно запоминать информацию посредством использования разнообразных мнемотехник на примере букв и слогов;
- на втором этапе идет закрепление полученных навыков произвольного запоминания на материале слогов, незнакомых слов и слов, имеющих абстрактное значение;
- на третьем этапе протекает обучение самостоятельному выбору мнемотехник, необходимых для слухоречевого запоминания на материале отдельных предложений, коротких прозаических и стихотворных текстов.
Работа по формированию памяти должна проводиться на неучебном материале в разных жизненных ситуациях. Вне зависимости от того, хорошая у ребенка память или плохая, ее вредно перегружать.
Развитие памяти может идти следующими путями:
- метод «крокирования», когда ребенок при запоминании фраз самостоятельно выбирает, какие он будет рисовать «подсказки», чтобы позже это помогло ему вспомнить то, что было прочитано;
- «вспомни и покажи» - дети должны воспроизвести движение знакомых ему объектов – летящей птицы, ползущего червяка и пр.;
- пробы Хеда – нацелены на построение схемы своего тела, т. е. ребенок должен оценить, что расположено у него на лице и как отдельные части лица расположены относительно друг друга.
Есть и более облегченные варианты, которые включают зрительную поддержку, тактильные ощущения и ряд иных межанализаторных взаимодействий.
Проводя предлагаемые выше методики, предварительно необходимо выяснить, какие слова, обозначающие части тела и лица, ребенку знакомы и использовать именно их.
Современный процесс формирования грамматического строя языка детей – крайне важное условие его полноценного речевого и общего развития психики, так как язык и речь играют ведущую роль в развитии его мышления и речевого общения, а также планирования и организации поведения ребенка, формирования его социальных связей. Все это выступает важнейшим средством опосредствованных психических процессов, к которым относят память, восприятие, эмоции.