Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие мелкой моторики в системе формирования графо-моторных навыков детей дошкольного возраста с ФФНР

Определение 1

Графо-моторные навыки – это навыки отражения речи в графическом виде, опирающиеся на специальные положения руки с письменным прибором и выполнение ею соответствующих движений.

Данные функции позволяют изображать на письме буквы и соединять их в слова.

В основе их формирования лежат моторные функции организма.

Особое внимание необходимо уделить в данном вопросе работе с детьми, имеющими различные речевые патологии, в частности, ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Оно связано с нарушением произношения вследствие недоразвития слухового восприятия. Возникает данное нарушение при сложных речевых патологиях.

Трудности овладения письменными навыками у детей с ФФН

Вследствие нарушения звуковой стороны речи у ребенка с ФФН происходит нарушение письменной речи. Фонетико-фонематические процессы находятся на недоразвитом уровне, что приводит к неспособности ребенка освоить письменную речь и ее грамматическую основу.

В основе формирования графических навыков письма заложено фонематическое восприятие, т.е. ребенок должен воспринимать на слух звуки, формировать фонематическое представление о них. Но поскольку оно оказывается недоразвитым, формируется с большим трудом, то графическое отображение букв развивается в замедленном темпе.

Развитие графических речевых навыков тесно связано с полноценным овладением языком. Потому, требуется коррекционная логопедическая работа по развитию фонетических и фонематических навыков дошкольников. Развитость языка позволяет детям освоить буквы как графемы и применять их в письменной речи.

Фонематические затруднения приводят к следующим проблемам:

  1. Преобразование фонем в графемы. Здесь происходят сложности в установлении слуховых и визуальных связей.
  2. Неразвитость звукового анализа. Ребенок не различает звуки, не может определить на слух, произносимый звук и сопоставить его с графемой. Усилия, прилагаемые в данном случае дошкольником с ФФН, отрицательно сказываются на его визуальном контроле. Внимание снижается и начертание графем искажается.
  3. Неразвитость психических функций: произвольного внимания, памяти, контроля психических процессов. Внимание детей с ФФН характеризуется неустойчивостью и сложностью переключения, а объем памяти слишком мал.
  4. Неразвитость артикуляционного аппарата. В формировании графо-моторных функций важное значение имеет проговаривание букв, слов. Нарушение произношения, вызванное недостаточной развитостью слухового восприятия, а также артикуляционного аппарата приводит к неспособности графического отображения звуков.
  5. Развитость предпосылок овладения анализом и синтезом находится на низком уровне, в следствие нарушения фонематического восприятия.
  6. Неразвитость моторных функций организма, усложняющих воспроизведение графем.
«Развитие мелкой моторики в системе формирования графо-моторных навыков детей дошкольного возраста с ФФНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, сложности овладения графо-моторными функциями детьми с ФФН определяют основные направления коррекционной логопедической работы в данном направлении. Прежде всего, работа касается развития речевых навыков, которые тесно связаны с моторными функциями.

Необходимость развития мелкой моторики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Необходимость развития мелкой моторики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Направления развития мелкой моторики дошкольников с ФФН

Моторика рук развивается с раннего детства. Она требует массажа кистей рук, выполнения специальных упражнений по вращению пальцами, кистями, запястьями. Это позволяет развить координацию движений рук и пальцев, которые необходимы для развития графо-моторных навыков.

Работа по развитию мелкой моторики дошкольников с ФФН реализуется по следующим направлениям:

  1. Проведение пальчиковой гимнастики. Она носит регулярный и системный характер. Выполняются специальные пальчиковые игры, которые делают упражнения увлекательными для детей. К работе привлекаются родители: знакомство с пальчиковыми играми и их применение дома.
  2. Логопедические речевые занятия с разными материалами. Используются прищепки, бусины, кольца, счетные палочки, пуговицы, шнурки, пробки, крупы и иной материал, ориентированные на перебор, сбор, набор т.е. совершение активных движений пальцами и кистями.
  3. Логоритмика. Она связана с развитием речи, посредством использования разнообразных движений. Выполняются разнообразные двигательные упражнения в сочетании с произношением звуков, слов и фраз. Она опирается на игровые методы работы, предполагает использование музыки и совершения ритмичных движений в такт музыке. Например, это может быть чтение стихотворений, произнесение считалок.
  4. Изобразительное искусство. Сюда входит рисование, создание аппликаций и поделок. Действия, совершаемые в ходе работ, тренируют моторику, развивают воображение и внимание и способствуют общему развитию ребенка с ФФН. В процессе рисования применяются разные техники: по контуру, по клеткам, точкам, штрихование и др.
  5. Создание предметно-развивающего пространства. Оно включает в себя различные компоненты, использование которых активно воздействует на моторные функции. Предполагается регулярное пополнение этой среды и организация выставок детского творчества.

Приемы работы по развитию моторики

Для развития моторики детей с ФФН применяются две группы приемов:

  • Приемы по развитию общей моторики.
  • Приемы по развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика тесно связана с развитием общих моторных функций организма, потому, им необходимо уделить внимание.

Для развития общей моторики применяются упражнения, имитирующие разнообразные движения. Сюда входит ходьба, бег, прыжки, гимнастика, подкидывание мяча, повороты в разные стороны, прохождение по линии, преодоление препятствий и др. Все они ориентированные на формирование координации движений и пространственной ориентации.

Мелкая моторика развивается посредством применения следующих приемов:

  1. Имитационные упражнения. Они связаны с имитацией движений животных, птиц, каких-то предметов и выполняются в разных положениях и разных вариациях.
  2. Двигательные упражнения. Они связаны с совершением простых движений головой, телом, руками, ногами, а также пальцами рук.
  3. Упражнения на пространственное восприятия. Применяются игры, позволяющие воспринимать объекты в движении. Например, можно передавать какой-то предмет по кругу, играть в воображаемый мяч, а также используются упражнения по рисованию в воздухе, воспроизведению в воздухе графем букв.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot