Специфика развития представлений дошкольников о природе
Представления о природе – это понимание устройства природного мира, знания о его составных компонентах, основных признаках, свойствах и особенностях
Первоначальные представления об окружающем мире, устройстве природы и социума ребенок получает в дошкольном возрасте.
В среднем дошкольном возрасте происходит расширение и обогащение представлений ребенка о живых объектах, правилах взаимодействия с ними.
В среднем дошкольном возрасте формируются:
- Первичное представление ребенка о живой и неживой природе, ее основных объектах и процессах;
- Уважительное отношение к природе и ее объектам;
- Гуманное восприятие живой природы;
- Заботливое и бережливое отношение к природе и ее объектам, процессам, явлениям;
- Познавательная заинтересованность по отношению к вопросам устройства окружающего мира;
- Любознательность;
- Представление о связях и зависимостях, возникающих в природной среде и отношениях живых существ;
- Первоначальные экологические представления, лежащие в основе формирования экологической культуры личности.
Экологические представления дошкольников средней возрастной группы обладают следующими специфическими чертами:
- Содержание представлений опирается на связь человека, социального мира и природы, влияние природной среды на человека, его развитие и состояние здоровья, т. е. на те параметры, которые относятся к экологии.
- Содержание представлений отталкивается от понятия экосистема и параметров ее функционирования.
- Акцентирование внимания на природопользовании, т.е. природных ресурсах и их применении человеком, а также необходимости их сбережения и охраны окружающей среды для жизнедеятельности социума.
В ходе экологического развития дошкольников средней возрастной группы происходит их знакомство с природой, как в теории, так и на практике, посредством организации наблюдений за жизнедеятельностью живых организмов, изменениями климатических условий. Дети учатся вести себя в природе и постепенно формируют основы экологических представлений.
Включение компонентов природы в предметно-развивающую среду ДОУ
Создание в ДОУ живого уголка, посредством его включения в предметно-развивающее пространство, является наиболее актуальным и распространенным методом формирования представлений о природе у дошкольников разных возрастных групп.
Создание уголка природы ориентировано на регулярное взаимодействие ребенка с объектами природы, осуществление ухода за живыми существами и поднятие общего уровня экологической компетентности детей.
Формирование уголка природы в предметно-развивающем пространстве средней возрастной группы ориентировано на достижение следующих целей:
- Формирование первоначальных знаний и представлений о живой среде;
- Формирование навыков видения прекрасного в окружающем мире;
- Обогащение знаний детей о свойствах живых организмов и особенностях их жизнедеятельности;
- Выработка уважительного и гуманного отношения к окружающей природной среде;
- Развитие навыков взаимодействия с живыми существами: ухода за растениями и животными.
Включение природного компонента в образовательную среду ДОУ является приемом, ориентированным на сближение дошкольников с природой, формирования у них полноценных представлений о живых существах и их разнообразии.
Составными компонентами уголка природы являются:
- Комнатные растения. Хорошо, чтобы их было большое количество разных видов. Это даст представления о разнообразии природного мира и ее обитателях.
- Домашние животные. Это не всегда возможно, но является отличным дополнением природного пространства. Хорошо, установить аквариум с рыбками, клетку с попугаем или хомяками. Это создаст условия для ухода детей за животными, их кормлением, чистки их мест обитания и др. Кроме того, взаимодействие с животными увлекает детей гораздо больше, чем уход за растениями.
- Литература о природе. Должны быть включены детские книги, содержание которых связано с повествованием о природе и ее объектах, научными данными об устройстве природного мира, справочная литература природоведческого содержания.
- Муляжи природных объектов. Создаются фигурки животных и растений из разных материалов.
- Природные материалы. Это могут быть желуди, шишки, кора деревьев, ракушки, кораллы, гербарий, перья птиц и др.
- Наглядные пособия. Это могут быть картинки с изображениями живых существ, пейзажей, растений и др.
- Инструменты для проведения разнообразных опытов. В данный возрастной период развития детям доступно проведение простейших экспериментов, для которых необходим минимальный набор инструментов и средств.
Проектная деятельность как метод расширения представлений дошкольников о природе
Технология проектной деятельности находит активное применение на этапе дошкольного обучения.
Применение проектов в средней возрастной группе реализуется по разным образовательным направлениям. Экологическое воспитание является одним из них.
Проекты реализуются по разным темам. Это могут быть климатические изменения в разные времена года, растения леса, растения огорода, животные пустыни, животные лесополосы, причины перелета птиц на зимовку в теплые края, причины опадания листьев с деревьев осенью и т. д. и т. п.
Каждый проект позволяет рассмотреть окружающую природу и ее обитателей с разных сторон, изучить их более детально.
Проекты позволяют превратить детей в активных участников познавательной деятельности - они не просто наблюдают за природой, а проводят опыты, экспериментируют, применяют творческий подход к решению поставленных задач, учатся взаимодействовать друг с другом и, что самое важное, с природой.
В ходе проектной деятельности применяются ИКТ технологии, которые делают представление проектов более наглядным и ярким, что повышает уровень их восприятия детьми и устойчивость природных знаний и навыков взаимодействия с ней.