Познавательная активность – это проявление интереса к процессу обучения; потребность в познании устройства окружающего мира и основ его функционирования.
Познавательная активность является необходимым условием процесса обучения на всех его уровнях и этапах. Ее развитие – основа обучения дошкольников.
Формирование познавательной активности особенно необходимо в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся к новому этапу своей жизнедеятельности – к обучению в школе.
Познавательная активность развивается разными методами и средствами. Одним из методов формирования познавательной заинтересованности старшего дошкольника, проявление активности в познании, является исследовательская деятельность.
Исследование как средство познания окружающего мира
Исследовательская деятельность – это деятельность, ориентированная на получение новых знаний и навыков посредством специально организованной экспериментальной работы.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности. Оно реализуется как исследование различных объектов, процессов и явлений окружающего мира и является способом познания их устройства, законов функционирования, специфики развития. В старшем дошкольном возрасте, исследования проводятся специальными методами и средствами, отличающимися от методов поисково-исследовательской деятельности взрослых.
Исследовательскую деятельность дошкольников можно охарактеризовать следующими положениями:
- Исследование дошкольников – это форма поисковой деятельности, направленная на формирование у дошкольников способов целеобразования, мотивов деятельности, ориентированных на саморазвитие и самоутверждение, самореализацию детей в различных видах и направлениях деятельности;
- Проявление в исследовательской деятельности собственной активности дошкольника. Дети стремятся узнать что-то новое, проявляют интерес к исследованию, ищут способы получения новых знаний и навыков деятельности;
- Исследовательская деятельность лежит в основе развития творческой деятельности дошкольников;
- В ходе исследовательской деятельности активизируются психические процессы организма дошкольника, которые отвечают за развитие его познавательной деятельности;
- Исследование - это способ функционирования психических процессов организма. Это обуславливает необходимость использования исследовательской деятельности на дошкольном этапе развития ребенка, когда его психические процессы находятся в стадии становления и развития.
Исследовательская деятельность выступает самым продуктивным средством познания дошкольниками окружающего мира. Это обусловлено тем, что в этом возрасте в развитии ребенка преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому, проведение экспериментов помогает в идеальном познании детьми окружающего мира. Знания, которые дошкольник получает самостоятельно, посредством исследования, самостоятельного поиска носят более осознанный и устойчивый характер.
Преимущества применения исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
Включение исследовательской деятельности в образовательную программу ДОУ имеет важное развивающее значение. Достоинство использования поисково-исследовательской деятельности заключается в следующем:
- Получение реальных представлений учащимися о том или ином объект, его устройстве и функциональной роли, связи с другими объектами окружающего мира;
- Расширение памяти дошкольников;
- Активизация мыслительных процессов вследствие того, что требуется проводить анализ и синтез, сравнение объектов, их группировку;
- Активизация речевых процессов за счет того, что проведенное исследование требует аргументации: необходимо сформулировать выводы об увиденном, составить отчет о проделанной работе;
- Развитие навыков самостоятельности у дошкольников. Это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Дети готовятся к школе и должны развивать навыки самостоятельного познания;
- Формирование навыков совершения разнообразных интеллектуальных операций, которые принимают вид умственных действий;
- Исследовательская работа положительно сказывается на эмоциональной сфере дошкольника;
- Процесс исследования способствует раскрытию творческого потенциала детской личности;
- Игровая деятельность дошкольника пронизана экспериментированием. Ребенок переносит реальные бытовые сцены в игровую деятельность, моделирует свою картину мира, основанную на собственных наблюдениях и поисковом исследовании.
Организация поисково-исследовательской деятельности как метода развития познавательной активности старшего дошкольника
Исследовательская деятельность, реализуемая в старшем дошкольном возрасте, имеет форму поэтапного проведения. Процесс исследования имеет следующую организацию:
- Постановка дошкольником проблемы, которая требует разрешения. Дети ставят для себя задачу, для решения которой им требуется организовать исследование. Самостоятельная практическая деятельность ребенка положительно сказывается на формировании его познавательной сферы.
- Рассмотрение дошкольником возможных вариантов решения поставленной задачи. Дети сами выдвигают гипотезы решения, которые необходимо проверить на достоверность.
- Проверка верности, предложенных ребенком решений. В ходе исследования, дошкольник получает какие-то новые данные, информацию, которая его удивляет или, которую он ожидал получить. Это ставит его на место первооткрывателя., что способствует его саморазвитию.
- Формулирование собственных выводов. По итогам проведенных проверок, дошкольник формулирует собственные выводы, которые отражают суть исследования и его значение.
- Использование выводов для решения новых задач. Полученные итоги исследования получают применения в новых условиях и обстоятельствах. Ребенок учится использовать данные выводы в качестве алгоритма решения идентичных задач.
Поисково-исследовательская деятельность дошкольника способствует развитию стремления к совершению нового исследования, поиску новых знаний. Это активизирует познавательный интерес дошкольника, пробуждает его любознательность.
Мышление ребенка работает таким образом, что у него отсутствует страх ошибиться, поэтому он пробует что-то новое, активизируя свое познание и включая в работу мыслительные процессы.