Зарождение педагогических идей
Начиная с X – XIII веков, со времен Киевской Руси характер образования и воспитания в России находился под значительным влиянием византийской традиции. Этому во многом способствовало принятие Русью христианства в конце X века по византийскому образцу.
Отдельные элементы образования и культуры Византии перешли в образование и культуру Киевской Руси. Главным средоточием образованности и «книжности» были монастыри. Первые образованные люди на Руси вышли именно из монастырских школ, приобщаясь к античной, византийской и библейской мудрости.
Киевские князья способствовали созданию и открытию школ в крупных городах – Киеве, Суздале, Новгороде, Полоцке, Чернигове. Князья и представители церкви, будучи литературно одаренными и образованными людьми, высказали много полезных педагогических идей: «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Слово о законе и благодати» Иллариона.
Население Киевской Руси по уровню образованности намного превосходило жителей Западной Европы. Воспитанием детей занимались главным образом в семье и под наблюдением наставника (монахов-книжников, приходских священников).
Развитие педагогики в XIV - XVII вв.
В эпоху Средневековья (XIV –.) развитию педагогической мысли в Руси способствовала деятельность выдающихся деятелей культуры - Ивана Федорова, Кориона Истомина, Сильвестра Медведева.
В 1687 году по проекту Симеона Полоцкого в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. К основным факторам воспитания Полоцкий относил: личный пример родителей и преподавателей, окружающую среду. Большое значение ученый придавал воспитанию, направленному на формирование разума и чувств человека.
На качественно новый уровень русская педагогика вышла реформам Петра I. Значительный вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, выпустивший учебники, по которым занималось несколько поколений («Российскую грамматику», «Риторику»).
Н.И. Новиков, просветитель XVIII – начала XIX вв., оставил большой след в российской педагогике. Он первым издал в России детский журнал «Детское чтение для сердца и ума». Новиков считал, что у детей в первую очередь необходимо воспитывать сострадание к людям, доброжелательность, уважение к труду. Он первым в педагогической литературе назвал педагогику наукой.
Развитие педагогики в XVIII – XIX вв.
С XVIII века начинается профессиональная подготовка преподавателей:
- 1779 год – учредили педагогическую семинарию при Московском университете;
- с 1804 года – начали активно создаваться и открываться педагогические институты, педагогика становится отдельной научной дисциплиной;
- 1840 год – открывается кафедра педагогики в Главном педагогическом институте Петербурга.
Значительный вклад в развитие педагогики XIX века внес К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Основу его педагогической системы составили требования демократизации обучения и образования, идеи народности воспитания, признание творческого начала трудового народа, а также его прав на образование. В своей работе «Опыт педагогической антропологии» ученый проанализировал психологические механизмы интереса, внимания, памяти, эмоций, воображения, мышления и воли, обосновал необходимость учитывать их в процессе обучения. Система нравственного воспитания Ушинского полностью исключала авторитаризм и основывалась на разумной деятельности, силе положительного примера. Цель воспитания педагог видел в формировании творческой и активной личности, подготовке подрастающего поколения к умственному и физическому труду как высшей форме человеческой деятельности.
Педагогические принципы К.Д. Ушинского:
- обучение должно базироваться на принципе наглядности;
- обучение должно выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- обучение должно быть последовательным и посильным;
- обучение должно развивать способности и умственные силы учащихся, давать знания, необходимые в повседневной жизни;
- процесс обучения должен выстраиваться от конкретного к отвлеченному, абстрактному, от представления к мысли.
Л. Н. Толстой организовал начальную школу для крестьянских детей. Стремился к реализации в жизни принципов «свободного воспитания», создал «Азбуку».
Педагогика XX – XXI вв.
Строительство системы образования после Октябрьской революции проходило достаточно долгое время. Все учреждения образования были переданы Народному комиссариату просвещения, который в 1920 году предоставил учебный план единой советской школы. По сравнению с учебными планами дореволюционного периода, этот план имел некоторые отличия:
- широкий состав учебных предметов (физико-математические, гуманитарные, естественные науки);
- на математику, язык и литературу, естественные науки отводилось большое количество учебных часов;
- значительное количество часов было отведено на физическое воспитание.
С сер. 20-х годов в системе образования попытались ввести комплексные программы. Все знания были собраны в единый комплекс данных о природе, человеческом обществе и труде. Вводились новые приемы и методы обучения. В школе выделяли начальную и среднюю ступени, имеющие разную продолжительность в различные годы.
В 30-е годы были определены требования к общеобразовательному процессу: обеспечить высокий уровень получения знаний, связь политехнического обучения с усвоением основ наук. Главной формой организации обучения стал урок. Школа ориентировалась на образование информационного типа.
Педагогические идеи середины XX века имели ряд характерных особенностей. Главной идеей выступила идея формирования трудовой школы, основанная на индустриализации и принципе политехничности.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко свою педагогическую деятельность связывал с воспитательной деятельностью. Он разработал систему воспитания, полностью отвечающую задачам строительства социалистического общества, создал теорию воспитательного коллектива. Трудовое воспитание считал основным в воспитании личности. Идеи Макаренко послужили основой для возникновения социальной педагогики.
В послевоенный период важно отметить деятельность крупнейших педагогов: В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, С.И. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амоношвили.