Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие педагогики в России

Зарождение педагогических идей

Начиная с X – XIII веков, со времен Киевской Руси характер образования и воспитания в России находился под значительным влиянием византийской традиции. Этому во многом способствовало принятие Русью христианства в конце X века по византийскому образцу.

Отдельные элементы образования и культуры Византии перешли в образование и культуру Киевской Руси. Главным средоточием образованности и «книжности» были монастыри. Первые образованные люди на Руси вышли именно из монастырских школ, приобщаясь к античной, византийской и библейской мудрости.

Киевские князья способствовали созданию и открытию школ в крупных городах – Киеве, Суздале, Новгороде, Полоцке, Чернигове. Князья и представители церкви, будучи литературно одаренными и образованными людьми, высказали много полезных педагогических идей: «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Слово о законе и благодати» Иллариона.

Население Киевской Руси по уровню образованности намного превосходило жителей Западной Европы. Воспитанием детей занимались главным образом в семье и под наблюдением наставника (монахов-книжников, приходских священников).

Развитие педагогики в XIV - XVII вв.

В эпоху Средневековья (XIV –.) развитию педагогической мысли в Руси способствовала деятельность выдающихся деятелей культуры - Ивана Федорова, Кориона Истомина, Сильвестра Медведева.

В 1687 году по проекту Симеона Полоцкого в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. К основным факторам воспитания Полоцкий относил: личный пример родителей и преподавателей, окружающую среду. Большое значение ученый придавал воспитанию, направленному на формирование разума и чувств человека.

На качественно новый уровень русская педагогика вышла реформам Петра I. Значительный вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, выпустивший учебники, по которым занималось несколько поколений («Российскую грамматику», «Риторику»).

Н.И. Новиков, просветитель XVIII – начала XIX вв., оставил большой след в российской педагогике. Он первым издал в России детский журнал «Детское чтение для сердца и ума». Новиков считал, что у детей в первую очередь необходимо воспитывать сострадание к людям, доброжелательность, уважение к труду. Он первым в педагогической литературе назвал педагогику наукой.

«Развитие педагогики в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие педагогики в XVIII – XIX вв.

С XVIII века начинается профессиональная подготовка преподавателей:

  • 1779 год – учредили педагогическую семинарию при Московском университете;
  • с 1804 года – начали активно создаваться и открываться педагогические институты, педагогика становится отдельной научной дисциплиной;
  • 1840 год – открывается кафедра педагогики в Главном педагогическом институте Петербурга.

Значительный вклад в развитие педагогики XIX века внес К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Основу его педагогической системы составили требования демократизации обучения и образования, идеи народности воспитания, признание творческого начала трудового народа, а также его прав на образование. В своей работе «Опыт педагогической антропологии» ученый проанализировал психологические механизмы интереса, внимания, памяти, эмоций, воображения, мышления и воли, обосновал необходимость учитывать их в процессе обучения. Система нравственного воспитания Ушинского полностью исключала авторитаризм и основывалась на разумной деятельности, силе положительного примера. Цель воспитания педагог видел в формировании творческой и активной личности, подготовке подрастающего поколения к умственному и физическому труду как высшей форме человеческой деятельности.

Педагогические принципы К.Д. Ушинского:

  • обучение должно базироваться на принципе наглядности;
  • обучение должно выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • обучение должно быть последовательным и посильным;
  • обучение должно развивать способности и умственные силы учащихся, давать знания, необходимые в повседневной жизни;
  • процесс обучения должен выстраиваться от конкретного к отвлеченному, абстрактному, от представления к мысли.
Замечание 1

Л. Н. Толстой организовал начальную школу для крестьянских детей. Стремился к реализации в жизни принципов «свободного воспитания», создал «Азбуку».

Педагогика XX – XXI вв.

Строительство системы образования после Октябрьской революции проходило достаточно долгое время. Все учреждения образования были переданы Народному комиссариату просвещения, который в 1920 году предоставил учебный план единой советской школы. По сравнению с учебными планами дореволюционного периода, этот план имел некоторые отличия:

  • широкий состав учебных предметов (физико-математические, гуманитарные, естественные науки);
  • на математику, язык и литературу, естественные науки отводилось большое количество учебных часов;
  • значительное количество часов было отведено на физическое воспитание.

С сер. 20-х годов в системе образования попытались ввести комплексные программы. Все знания были собраны в единый комплекс данных о природе, человеческом обществе и труде. Вводились новые приемы и методы обучения. В школе выделяли начальную и среднюю ступени, имеющие разную продолжительность в различные годы.

В 30-е годы были определены требования к общеобразовательному процессу: обеспечить высокий уровень получения знаний, связь политехнического обучения с усвоением основ наук. Главной формой организации обучения стал урок. Школа ориентировалась на образование информационного типа.

Замечание 2

Педагогические идеи середины XX века имели ряд характерных особенностей. Главной идеей выступила идея формирования трудовой школы, основанная на индустриализации и принципе политехничности.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко свою педагогическую деятельность связывал с воспитательной деятельностью. Он разработал систему воспитания, полностью отвечающую задачам строительства социалистического общества, создал теорию воспитательного коллектива. Трудовое воспитание считал основным в воспитании личности. Идеи Макаренко послужили основой для возникновения социальной педагогики.

В послевоенный период важно отметить деятельность крупнейших педагогов: В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, С.И. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амоношвили.

Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot