Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие аналитических способностей учащихся средней школы на уроках физики

Определение 1

Аналитические способности – это наличие у ребенка склонности выявлять существенные отношения и связи между разными элементами и компонентами информации.

Аналитические способности есть у каждого учащегося, однако проявляются они в разной степени. Принято выделять три уровня развития аналитических способностей: низкий, средний и высокий.

Понятие и сущность аналитических способностей

В настоящее время, возникает все большая потребность в формировании у подрастающего поколения аналитических способностей. Это связано с тем, что окружающий мир постоянно меняется и совершенствуется, для успешного существования в таких условиях необходимо обладать навыками быстро находить нужную информацию, анализировать и систематизировать ее, ориентироваться в обстановке и изменяющихся условиях, самостоятельно находить и принимать адекватные решения и эффективно внедрять их. В том случае, если человек имеет аналитический склад ума, то ему все это дается просто. Именно поэтому очень важно развивать у учащихся на протяжении всего процесса обучения в школе аналитические способности.

Определение 2

Аналитический склад ума – это способности психики человека, которая позволяет ему развивать и проявлять способности критически воспринимать окружающую действительность, рассматривать складывающиеся ситуации с разных точек зрения, разбивать ее на отдельные элементы, выделять основное и второстепенное, выбирая необходимое и в итоге выстраивать полученные части в виде целостного образа.

В основе аналитических способностей заложены умения учащихся в процессе решения задач по физике, распределять собственные силы, мысленно формировать этапы работы, подразделять задачу на части и определять свои дальнейшие действия. В процессе обучения данные способности совершенствуются. Поэтому одной из основных задач учителя физики является изначально поделить учащихся на «гуманитариев» и «технарей». Исходя из того, к какой группе относится учащийся, учитель организует процесс работы с ним на уроке физике по усвоению необходимых знаний и развитию аналитических способностей.

«Развитие аналитических способностей учащихся средней школы на уроках физики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Конечным результатом по развитию аналитических способностей у учащихся на уроках физики является доведение их до состояния навыка, то есть способности использовать их автоматически при решении разнообразных задач (учебных, практических, жизненных).

Замечание 1

Основными аналитическими способностями являются: анализ, аналогия, синтез, обобщение, сравнение и установление причинно-следственных связей.

Рекомендации по развитию аналитических способностей у учащихся на уроках физики

Формирование аналитических способностей у учащихся на уроках физики, требует от учителя создания необходимых условий.

В первую очередь учащиеся должны усвоить порядок самостоятельного изучения информации (параграфа из учебника) или выполнения задания по физике в соответствии со следующей инструкцией:

  1. Прежде, чем приступить к выполнению задания, изучения параграфа (решению задачи) необходимо внимательно прочитать его условие и понять основную идею (цель).
  2. В случае, если в тексте задачи или параграфе встречаются новые или незнакомые слова, то необходимо выяснить их значение. В зависимости от уровня сформированности у учащегося аналитических способностей, незнакомые и новые термины могут быть изучены самостоятельно, с помощью словаря или поисковой системы Интернет, либо нужно уточнить их значение у учителя.
  3. Сформировать четкие вопросы, ответы на которые можно найти в тексте задания. Если это параграф, который учащиеся изучают, то вопросы следует сформулировать свои, а не брать те, что в конце параграфа.
  4. При необходимости выписать тезисы, сделать краткую запись или схему.
  5. Продумать насколько информация соответствует действительности, есть ли какие-то изменения или новшества в данной сфере.
  6. Дополнить полученную информацию фактами из других источников, если в этом есть необходимость.
  7. Зафиксировать полученную информацию посредством конспекта, таблицы, схемы или логической модели.

Данная схема должна быть усвоена учащимися и использоваться в процессе самостоятельного освоения учебной информации, решении задач и упражнений по физике. Постепенно опора на нее будет выполняться автоматически, то есть выработается навык аналитической работы.

При решении упражнений и задач по физике опора также осуществляется на данную схему с небольшим отступлением: предварительно следует внимательно прочитать условие задачи, а далее на основании таких умений как аналогия, обобщение и сравнение разработать алгоритм решения задачи и реализовать его на практике.

Замечание 2

Необходимо отметить, что развитие аналитических способностей у учащихся не осуществляются в «чистом» виде, так как данные способности связаны с целым набором иных способностей. Так, при выполнении тестовых заданий по физике следует выбирать из нескольких ответов верный, то есть учащиеся используют такие аналитические умения как анализ, обобщение и синтез.

Таким образом, в процессе развития у учащихся аналитических способностей на уроках физики, одновременно формируются и сопутствующие умения.

При выполнении различных заданий на учебных занятиях по физике у учащихся формулируются следующие аналитические умения:

  1. Подразделять целое на отдельные составные элементы, с целью выявления важных фактов, явлений, свойств и обособлять их от иных фактов, свойств и явлений.
  2. Изучать выделенные части из целого, детально. На уроке физике это осуществляется при решении задач, когда учащийся разделяет задачу на подзадачи.
  3. Выявлять и игнорировать несущественное, мешающее поиску решения.
  4. Классифицировать явления и объекты по различным критериям и основаниям (например, составление схем, моделей и таблиц).
  5. Устанавливать самостоятельно причинно-следственные связи.
  6. Выделять противоположные по значению признаки объекта или явления.
  7. Видеть уже существующие взаимосвязи между выделенными значимыми компонентами, выявлять новые связи между частями объекта, системы.
  8. Выявлять и формулировать имеющиеся противоречия.
  9. Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени.
  10. Рассматривать систему в развитии и делать предположения прогнозного характера.
Дата последнего обновления статьи: 19.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot