Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности детей дошкольного возраста, их учет в воспитании и обучении

Определение 1

Психологические особенности – это свойства психического развития личности в конкретный возрастной период, отражающиеся в ее характере, темпераменте, эмоциональном развитии, функционировании мыслительных и волевых процессов.

Психологические особенности тесно связаны с возрастным этапом развития ребенка. Психические процессы развиваются постепенно и отражают динамику становления личности и ее социальное развитие.

Каждый психический процесс имеет свои тенденции и особенности развития в дошкольном возрасте. Их необходимо учитывать при построении воспитательного маршрута дошкольника, поскольку от них зависит выбор форм и методов воспитательного воздействия, восприимчивость к нему.

Этапы развития мышления дошкольников

Дошкольный возраст делится на три основных этапа психического развития личности ребенка:

  1. Младший дошкольный возраст.
  2. Средний дошкольный возраст.
  3. Старший дошкольный возраст.

На каждом из этапов мыслительные процессы функционируют по-разному. Это обусловлено динамикой развития психологических функций организма и присущими, каждому возрастному этапу, особенностями их проявления. Таким образом, мышление дошкольника проходит три этапа развития:

  1. Преобладание наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте. Ребенок в этот период мыслит действиями. Он познает мир и осознает реальность происходящего только при совершении реальных самостоятельных действий. Для этого, они занимаются разрушением и преобразованием объектов, познавая их устройства, связи, свойства.
  2. Развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте. В этот период активизируется воображение ребенка и он строит в своем сознании образы реальных объектов, формирует их модели и выстраивает различные операции. Все эти операции носят образный характер т.е. ребенок не совершает реальных действий с объектами, а только оперирует их образами. При этом, ребенку необходимо видеть реальный объект и действия, которые можно с ним совершить, для того, чтобы он сформировал в сознании его образ.
  3. Развитие логического мышления. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться логика ребенка. Он использует абстрактные понятия и воспринимает объекты по словесному описанию, т.е. ему не требуется видеть наглядную картину или модель объекта, чтобы сформировать его образ в своем сознании.
«Психологические особенности детей дошкольного возраста, их учет в воспитании и обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Учет особенностей развития мышления дошкольников необходим для того, чтобы построить верную систему взаимодействия с ним и выбрать оптимальные методы обучения. Ведь, логическое мышление взрослого и его понимание мира не всегда доступно ребенку. Он не может осмыслить простых фраз, вроде того, что «папа работает допоздна» или «сегодня папа уехал и вернется только завтра». Ребенок может неоднократно спрашивать о том, куда же делся папа. В младшем и среднем дошкольном возрасте это можно объяснить путем совершения каких-то действий или событий. Например, «папа приедет, когда ты проснешься» или «посмотришь «Спокойной ночи малыши» и папа придет» и т.д.

Сенсорное развитие дошкольника

Восприятие формируется постепенно. Первоначально, у ребенка складываются представления произвольного характера. Они являются неосмысленными и нецеленаправленными.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться целенаправленное восприятие. Оно носит осмысленный характер: ребенок рассматривает объект, обращая внимание на его строение, отдельные аспекты. Он ищет в объекте что-то. Например, какой-то признак указанный взрослым.

В этот период требуется активно задействовать восприятие ребенка, использую для этого специальные упражнения. Такое восприятие становится способом познания мира, способствует лучшему пониманию ребенком его устройства. Постепенно, оно приобретает аналитический характер т.е. когда ребенок не просто наблюдает за объектами, а анализирует их, сопоставляет с другими объектами.

Сенсорное развитие дошкольников связано с освоением ими сенсорных эталонов т.е. познание свойств объектов и их различие: форма, размер, цвет. Ребенок учится соотносить формы, цвета, величины с реальными объектами, т.е. он может охарактеризовать объект по его отличительным признакам. Например, круглый красный шар, маленький мяч, зеленая трава и т.д.

Эталоны помогают ребенку в формировании опосредованного восприятия. Дети учатся давать объективную оценку предметам и формируют осознанное и непроизвольное восприятие действительности.

Основные особенности детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные особенности детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сюжетно-ролевая игра как способ познания дошкольником окружающего мира

Особенности психологического развития дошкольника проявляются в использовании сюжетно-ролевой в качестве ведущего способа познания и приобщения к миру взрослых. Это выражается в следующем:

  1. Замещение объектов реального мира игрушками и иными заменителями, а также образов живых существ собственной личностью . В игре, ребенок становится тигром, выполняя его жесты и движения, имитируя звуки или выполняет роль мамы/папы, подражая их действиям в повседневной жизни. Таким образом, ребенок овладевает символами и знаками, которые активизируют развитие психических процессов и подготавливают к социальному восприятию и овладению различной социальном символикой;
  2. Развитие навыков группировки объектов, осуществляемой в ходе игрового действия, помогает в формировании ребенком классифицирующего восприятия и развитии интеллекта;
  3. В игре реализуется познание устройства окружающего мира. Это осуществляется за счет активного воздействия игры на формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Игра требует от ребенка сосредоточенности и запоминании: правил, событий, последовательности действий и т.д.;
  4. Активизация воображения. Именно в игре наиболее лучше развивается воображение. Ведь игра требует от ребенка переноса реальных событий в воображаемое пространство и их проигрывание в том виде, в каком они предстают в воображении дошкольника.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot