Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогические основы наглядности как метода и принципа обучения школьников

Наглядность как психический процесс

Определение 1

Метод наглядности – это прием обучения, реализуемый через иллюстрацию устного материала, наглядное представление информации.

Наглядность является продуктивным методом обучения и позволяет повысить познавательную активность учащихся. Наглядное представление учебной информации позволяет учащимся быстрее постичь ее суть и способствует более продуктивному ее запоминанию.

Наглядность дает учащимся чувственное восприятие объектов, что позволяет исследовать их характеристики, постичь особенности их устройства и функционирования. Если эти особенности даются в словесной форме, то в сознании учащихся не всегда возникают образы объектов, процессов или явлений и их свойства (особенно, если они их никогда ранее не встречали). Наглядность же дает эти образы и закрепляет их в сознании.

Наглядность является психическим процессом, дающим сознанию учащихся образы объектов, процессов и явлений окружающего мира. Она стимулирует восприятие и активизирует мыслительные процессы.

Наглядность как психический процесс реализуется при абстрактном мышлении в ходе познавательной работы.

Выступая еще и основным дидактическим принципом обучения, наглядность предполагает построение образования в опоре на образы, которые формируются в сознании учащихся при их рассмотрении различных объектов, процессов и явлений.

Принцип наглядности в обучении опирается на применение в образовательном процессе методов наглядности и средств наглядного представления учебной информации. Педагог показывает учащимся объекты познания и их характеристики. Предоставляется возможность рассмотрения объектов с разных сторон и ракурсов, исследование их характеристик при активной работе визуального анализатора.

Наглядность как психический процесс, используемый в обучении в виде опоры на принципы наглядности и применения методов наглядности. Это упрощает процесс познания, делает учебную информацию более ясной, понятной, доступной.

«Психолого-педагогические основы наглядности как метода и принципа обучения школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Наглядность работает в тесной связи с восприятием и мышлением. Будучи психическим процессом, она имеет тесную связь с другими психическими процессами и ее эффективность зависит от уровня их развития. Если у ребенка имеются нарушения в мыслительной деятельности или проблемы с восприятием информации, то продуктивность наглядности заметно снижается. Происходит формирование неполноценных образов объектов в сознании учащихся, и они являются неустойчивыми.

Функциональная роль наглядности в образовательном процессе школы

Наглядность как психический процесс, принцип и метод обучения обладает рядом важных функций. Они позволяет выработать у учащихся эмоциональное восприятие учебной информации, реализовать их чувственное познание и сделать процесс обучения более продуктивным и целеориентированным. Без наглядности обучение становится тусклым, неинтересным, снижается его эффективность.

Наглядность выполняет в образовательном процессе учебного заведения следующие функции:

  1. Образовательная функция. Наглядность помогает познавать, формировать представления об объектах, процессах и явлениях, представленных в словесной форме, конкретизировать информацию;
  2. Развивающая функция. Наглядность стимулирует мыслительные процессы, позволяет достичь сознательного усвоения информации через формирование образов, изучаемых объектов, процессов и явлений;
  3. Функция мотивации. Наглядность делает процесс обучения более увлекательным и интересным. Учащиеся стремятся увидеть то, что им рассказывается, понять суть сказанного, что развивает их стремление к получению знаний, их расширению и углублению;
  4. Индивидуализация обучения. Использование наглядности в обучении связано с особенностями мышления учащихся конкретного возраста. Подбираются актуальные средства наглядности в обучении детей разных классов, а также, осуществляется подбор средств наглядности для учащихся с разным уровнем интеллектуального развития.

Следует отметить, что наглядность в обучении стимулирует развитие чувственного опыта обучающихся и способствует постижению ими сущности, исследуемых объектов, процессов и явлений.

Применение наглядных методов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Применение наглядных методов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия применения наглядности в обучении школьников

Использование наглядных методов и средств обучения в образовательном процессе школы требует соблюдения ряда условий их продуктивного и рационального применения. К ним относятся:

  1. Методы и средства наглядности должны соответствовать возрастному уровню развития восприятия школьников, т.е. на каждом этапе обучения применятся конкретные средства наглядного представления информации;
  2. Вариативность методов и средств наглядности. Предполагается применение естественной наглядности, т.е. объектов и процессов в их естественной среде, в реальном мире; экспериментальной наглядности; представление информации в виде схем, чертежей, знаков, макетов, муляжей, в аудиовизуальной форме и др. Главное, чтобы средства наглядности не повторялись регулярно, заставляя учащихся забыть о себе, что при использовании привлечет внимание и интерес к работе;
  3. Применение инновационных технологий для наглядного представления учебной информации. Предполагается создание презентаций, видео роликов, использование анимации, специальных учебных программ и т.д. Это позволяет разнообразить процесс обучения, сделать его более увлекательным и продуктивным;
  4. Реализация наглядности при использовании игровых технологий обучения. Они стимулируют познавательную активность учащихся и делают процесс восприятия учебной информации более продуктивным. Игровое действие разворачивается вокруг исследуемых объектов или процессов. В игре может принимать участие как весь коллектив класса, так и его часть, а остальные остаются наблюдателями, а затем осуществляется смена ролей. Это позволяет объединить наглядность с практическими методами обучения и сделать процесс познания более успешным.
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot