Наглядность как психический процесс
Метод наглядности – это прием обучения, реализуемый через иллюстрацию устного материала, наглядное представление информации.
Наглядность является продуктивным методом обучения и позволяет повысить познавательную активность учащихся. Наглядное представление учебной информации позволяет учащимся быстрее постичь ее суть и способствует более продуктивному ее запоминанию.
Наглядность дает учащимся чувственное восприятие объектов, что позволяет исследовать их характеристики, постичь особенности их устройства и функционирования. Если эти особенности даются в словесной форме, то в сознании учащихся не всегда возникают образы объектов, процессов или явлений и их свойства (особенно, если они их никогда ранее не встречали). Наглядность же дает эти образы и закрепляет их в сознании.
Наглядность является психическим процессом, дающим сознанию учащихся образы объектов, процессов и явлений окружающего мира. Она стимулирует восприятие и активизирует мыслительные процессы.
Наглядность как психический процесс реализуется при абстрактном мышлении в ходе познавательной работы.
Выступая еще и основным дидактическим принципом обучения, наглядность предполагает построение образования в опоре на образы, которые формируются в сознании учащихся при их рассмотрении различных объектов, процессов и явлений.
Принцип наглядности в обучении опирается на применение в образовательном процессе методов наглядности и средств наглядного представления учебной информации. Педагог показывает учащимся объекты познания и их характеристики. Предоставляется возможность рассмотрения объектов с разных сторон и ракурсов, исследование их характеристик при активной работе визуального анализатора.
Наглядность как психический процесс, используемый в обучении в виде опоры на принципы наглядности и применения методов наглядности. Это упрощает процесс познания, делает учебную информацию более ясной, понятной, доступной.
Наглядность работает в тесной связи с восприятием и мышлением. Будучи психическим процессом, она имеет тесную связь с другими психическими процессами и ее эффективность зависит от уровня их развития. Если у ребенка имеются нарушения в мыслительной деятельности или проблемы с восприятием информации, то продуктивность наглядности заметно снижается. Происходит формирование неполноценных образов объектов в сознании учащихся, и они являются неустойчивыми.
Функциональная роль наглядности в образовательном процессе школы
Наглядность как психический процесс, принцип и метод обучения обладает рядом важных функций. Они позволяет выработать у учащихся эмоциональное восприятие учебной информации, реализовать их чувственное познание и сделать процесс обучения более продуктивным и целеориентированным. Без наглядности обучение становится тусклым, неинтересным, снижается его эффективность.
Наглядность выполняет в образовательном процессе учебного заведения следующие функции:
- Образовательная функция. Наглядность помогает познавать, формировать представления об объектах, процессах и явлениях, представленных в словесной форме, конкретизировать информацию;
- Развивающая функция. Наглядность стимулирует мыслительные процессы, позволяет достичь сознательного усвоения информации через формирование образов, изучаемых объектов, процессов и явлений;
- Функция мотивации. Наглядность делает процесс обучения более увлекательным и интересным. Учащиеся стремятся увидеть то, что им рассказывается, понять суть сказанного, что развивает их стремление к получению знаний, их расширению и углублению;
- Индивидуализация обучения. Использование наглядности в обучении связано с особенностями мышления учащихся конкретного возраста. Подбираются актуальные средства наглядности в обучении детей разных классов, а также, осуществляется подбор средств наглядности для учащихся с разным уровнем интеллектуального развития.
Следует отметить, что наглядность в обучении стимулирует развитие чувственного опыта обучающихся и способствует постижению ими сущности, исследуемых объектов, процессов и явлений.
Рисунок 1. Применение наглядных методов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия применения наглядности в обучении школьников
Использование наглядных методов и средств обучения в образовательном процессе школы требует соблюдения ряда условий их продуктивного и рационального применения. К ним относятся:
- Методы и средства наглядности должны соответствовать возрастному уровню развития восприятия школьников, т.е. на каждом этапе обучения применятся конкретные средства наглядного представления информации;
- Вариативность методов и средств наглядности. Предполагается применение естественной наглядности, т.е. объектов и процессов в их естественной среде, в реальном мире; экспериментальной наглядности; представление информации в виде схем, чертежей, знаков, макетов, муляжей, в аудиовизуальной форме и др. Главное, чтобы средства наглядности не повторялись регулярно, заставляя учащихся забыть о себе, что при использовании привлечет внимание и интерес к работе;
- Применение инновационных технологий для наглядного представления учебной информации. Предполагается создание презентаций, видео роликов, использование анимации, специальных учебных программ и т.д. Это позволяет разнообразить процесс обучения, сделать его более увлекательным и продуктивным;
- Реализация наглядности при использовании игровых технологий обучения. Они стимулируют познавательную активность учащихся и делают процесс восприятия учебной информации более продуктивным. Игровое действие разворачивается вокруг исследуемых объектов или процессов. В игре может принимать участие как весь коллектив класса, так и его часть, а остальные остаются наблюдателями, а затем осуществляется смена ролей. Это позволяет объединить наглядность с практическими методами обучения и сделать процесс познания более успешным.