Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нарушение письменной речи, влияние на общее развитие, воспитание и обучение ребенка

Основные виды нарушений письменной речи

Определение 1

Нарушение письменной речи (дисграфия) – это нарушение способности правильно писать слова, которое характеризуется устойчивыми ошибками, обусловленными несформированностью высшей психической деятельности, участвующей в процессе письма.

В современном мире все чаще можно встретить детей, которые испытывают серьезные проблемы в процессе овладения письменной речью. Все это вызывает ряд сложностей для усвоения определенных школьных предметов, так как навык письма имеет огромную социальную значимость.

Выделяют следующие виды нарушений письменной речи:

  • артикуляторно-акустическая дисграфия – связана с ошибками в звукопроизношении, то есть деть пишут слова так же, как произносят их. При этом расстройстве требуется корректировка звукопроизношения, а после этого – письма;
  • акустическая дисграфия – буквы из одной группы заменяются на другие, например, звонкие – на глухие;
  • аграмматическая дисграфия – вызвана недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Обычно такое нарушение обнаруживают в конце начальной школы, когда дети начинают учить грамматические правила. Дети могут затрудняться изменять слово по числам, родам и падежам, то есть неправильно писать окончания и плохо согласовывать слова между собой;
  • дисграфия в связи с нарушением языкового анализа и синтеза – выражается перестановкой букв, их пропуском, повторением слогов и букв, написанием лишних букв в словах;
  • оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, дети не могут понять тонких различий в очертаниях букв, что вызывает их неправильное отражение на письме. К типичным ошибкам относят зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, недописывание или добавление элементов букв;
  • моторная дисграфия характеризуется трудностями движений руки при написании слов, а также нарушениями связей моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Названные виды нарушений чаще встречаются в школьном возрасте. Также часто можно встретить дизорфографию – неспособность применить на практике орфографические правила. Ее характеризует постоянное повторение ошибок на письме, при сохранении нормального уровня интеллектуальных способностей.

Влияние нарушений чтения и письма на развитие ребенка

В связи с возрастающей ролью чтения и письма, актуальность приобретает проблема воздействия названных функций на развитие и социализацию детей. Дети с нарушениями чтения и письма плохо понимают словесные инструкции и причинно-следственные связи, имеют бедные синтаксические конструкции и недостаточно сформированные коммуникативную, когнитивную и регулирующую речевые функции, у них затруднено усвоение разных компонентов языковой системы. Все это негативно влияет на развитие ребенка.

Трудности формирования познавательной, коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер у детей, имеющих нарушения письменной речи, влекут за собой проблемы в доминирующих видах деятельности. При нарушении чтения и письма невозможно полноценное осуществление учебной деятельности, которая является ведущей для семилетних детей, что достаточно быстро отражается на успеваемости в школе.

«Нарушение письменной речи, влияние на общее развитие, воспитание и обучение ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Если ученик не будет иметь достаточного запаса общих знаний и соответствующего набора языковых средств, то при восприятии речи он не сможет ориентироваться на общий смысл высказывания, а будет искать конкретную задачу. Такой ребенок будет затрудняться в выделении непонятного ему материала в ходе объяснения и не сможет задать уточняющих вопросов. В результате у него пропадет интерес к учебной деятельности, возникнут проблемы с освоением учебной программы, а также трудности в решении интеллектуальных задач, что и будет причиной его низкой успеваемости.

Учеников с нарушением письма и чтения отличает несформированность познавательной деятельности, избегание общения с незнакомыми людьми, проявление негативизма, неадекватные эмоциональные реакции в ситуации общения. Дети затрудняются в осознании смысла вербализированных социальных норм и поведенческих правил. У них нарушены связи словесных образов и семантики, значения социальных вербальных конструктов усваиваются поверхностно и ситуативно, появляются затруднения в осознании своего и чужого эмоционального состояния.

Нарушения письма и чтения негативно сказываются на психическом развитии ребенка и уровне развития его личности, развивая такие отрицательные качества характера, как застенчивость, замкнутость, нерешительность, негативизм, неполноценность и пр.

Таким образом, нарушения письма и чтения отрицательно сказываются на всем процессе обучения, на школьной адаптации детей, на формировании личности, самооценке и характере психического развития ребенка, осложняя межличностные коммуникации и социализацию учеников. В связи с этим, перед общеобразовательной школой в современном мире стоит вопрос создания благоприятных условий для развития и обучения детей с нарушениями письма и чтения.

Меры профилактики нарушений письменной речи

Профилактика нарушений письменной речи – это одна из эффективных мер, которая позволяет предупреждать развитие дисграфии.

В целом, профилактика базируется на исключении некоторых факторов из жизни детей, которые могут провоцировать данные нарушения.

Корневым А.Н. к первичной профилактике дисграфии были отнесены следующие мероприятия:

  • предупреждение патологий развития плода, к которым относят охрану здоровья матери, профилактику возможных осложнений беременности, предупреждение травм во время родов и пр.;
  • снижение инфекционной и соматической заболеваемости новорожденных в первые годы их жизни;
  • выявленные ранее и скорректированные дефекты развития речи детей. Речевые нарушения должны быть диагностированы как можно раньше, например, позднее появление первых слов – после 1г 3м – уже считается поводом для беспокойства;
  • целенаправленная работа с неблагополучными семьями и детьми, не посещающими ДОУ. Следует проводить занятия по развитию у детей необходимые речевые и сенсомоторные навыки, что необходимо для успешной подготовки к школьному обучению.

Основной принцип профилактики и коррекции нарушений письменной речи – своевременность коррекционной работы и раннее выявление детей из группы риска. Это объясняется тем, что с возрастом детям намного сложнее исправлять привычное поведение и навыки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot