Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Определение 1

Нарушение слуха – это полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

Общая психолого-педагогическая классификация лиц с нарушением слуха

Нарушения слуха являются сенсорными нарушениями. По данным ВОЗ в мире насчитывается более 300 млн. человек, имеющих различные нарушения слуха.

Основными факторами и причинами нарушения слуха принято делить на три основные группы:

  1. Наследственность – тугоухость или глухота.
  2. Врожденные нарушения слуха, которые появились в следствии ряда факторов, оказавших негативное влияние на развитие плода во время беременности.
  3. Приобретенные нарушения слуха, появившиеся и развившиеся в результате воздействия ряда факторов, которые оказывают негативное влияние на орган слуха ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В настоящее время отмечается рост числа детей с односторонней формой тугоухости. Причинами ее возникновения являются разнообразные заболевание, перенесенные детьми, например, тугоухость является осложнением после перенесенных менингита, кори, эпидемического паротита

Необходимо также отметить, что в случае односторонней тугоухости с возрастом наблюдается снижение слуха и на другое ухо.

Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (автор Р. М. Боскис), в зависимости от ряда факторов:

  1. По времени проявления нарушений слуха.
  2. По степени поражений слуховых функций.
  3. По уровню развития речи при каждой конкретной степени поражения слуховых функций.

Исходя из данных факторов, выделяют следующие группы детей, имеющих нарушения слуха:

  1. Глухие, без речи дети (неслышащие, ранооглохшие).
  2. Глухие, но сохранившие речь дети (неслышащие, позднооглохшие).
  3. Слабослышащие дети с развитой речью.
  4. Слабослышащие дети с глубокими речевыми недоразвитиями.

Слабослышащих и неслышащих детей различают по способу восприятия речи и условиям ее становления:

«Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • дети, овладевшие зрительными и слухозрительными восприятиями словесной речи, в результате целенаправленного обучения;
  • дети, сумевшие самостоятельно овладеть разговорной речью, путем ее слухового восприятия, если речь звучала громко.
Замечание 1

Таким образом, всех детей, имеющих нарушения слуха, принято подразделять на две основные группы, в зависимости от степени поражения слуховых функций: глухие (неслышащие) и слабослышащие (тугоухие).

Психолого-педагогическая характеристика глухих (неслышащих) детей

Определение 2

Глухие (неслышащие) дети – это дети с полным (тотальным) отсутствием слуха.

При таком нарушении слуха у детей нет возможности самостоятельно накопить речевой запас. Причины полной глухоты весьма разнообразны, от врожденных аномалий, до приобретенных в раннем детстве.

Неслышащих детей принято разделять на следующие группы:

  • неслышащие дети, с полным отсутствием речи (ранооглохшие);
  • неслышащие дети, в разной степени частично сохранившие речь (позднооглохшие).

Основными психолого-педагогическими характеристиками неслышащих детей являются:

  • задержка локомоторных функций, так около 70% детей с опозданием начинают держать голову, сидеть, ходить и т.д., общий разрыв с нормой составляет 2-3 месяца;
  • неспособность самостоятельно овладеть разговорной речью, потребность в специальном образовании, без которого они могут стать глухонемыми;
  • у большинства неслышащих детей наблюдается наличие остаточного слуха;
  • бедность внутреннего мира ребенка в следствии недостатка слуховых впечатлений;
  • слабость в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, в виду ограниченных возможностей овладения разговорной речью, как основного средства общения и познания окружающей действительности;
  • использование в процессе общения жестов и мимики, в качестве вспомогательных средств;
  • опережение понимания речи в сравнении с ее формированием возможности устного высказывания или письменного использования речи.

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих (тугоухих) детей

Определение 3

Слабослышащие (тугоухие) дети – это дети, имеющие частичную слуховую недостаточность, которая затрудняет речевое развитие, посредством прекращения возможности самостоятельно накапливать речевой запас с помощью слухового анализатора.

Причинами тугоухости могут быть индивидуальные психофизические особенности ребенка, социально-педагогические условия воспитания и обучения. Тугоухость приводит к замедлению развития речи или ее искажению.

Основными психолого-педагогическими характеристиками слабослышащих детей являются:

  • нарушение разнообразных сторон и функций психики ребенка, которые определяют ход развития его личности;
  • речевое недоразвитие, обусловленное неполноценным слухом, которое в свою очередь меняет ход общего развития личности и осложняет социальное взаимодействие ребенка;
  • замедление развития речи ребенка, приобретение им замедленного поступательного характера, подчиненного особым закономерностям.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют следующие речевые нарушения:

  • недостатки в произношении;
  • бедный лексический запас;
  • недостаточное усвоение звукового состава слова;
  • слабое или недостаточное понимание произносимых слов и как следствие неправильное их употребление в собственной речи;
  • аграмматизмы;
  • ограничения в понимании устной речи и читаемого текста.
Замечание 2

Необходимо помнить, что даже незначительное снижение слуха приводит к возникновению препятствий в усвоении чтения и письма.

При поступлении в общеобразовательную массовую школу слабослышащие дети испытывают ряд трудностей:

  • трудности в усвоении чтения и письма;
  • совершение специфических ошибок в диктанте или при самостоятельном письме;
  • сложности при восприятии и понимании речи учителя;
  • сложности при пользовании учебником, в результате недостаточного понимания читаемого текста.

Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование, направленное на повышение уровня функционирования.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot