Эстетическое воспитание – это процесс оказания воздействия на личностное развитие ребенка с целью формирования у него эстетического видения окружающего мира, понимания красоты, эмоционального отклика на природу и искусство, стремления к созиданию и сохранению прекрасного.
Эстетическое развитие ребенка начинается с раннего возраста и продолжается на дальнейших этапах его развития. Оно необходимо для полноценного, гармоничного развития личности, ее социального, нравственного, духовного, культурного, физического развития.
Эстетическое воспитание тесно связано с художественным развитием личности. Оно реализуется на его основе. В зависимости от возраста, в котором реализуется процесс эстетического воспитания, оно опирается на разные психолого-педагогические условия его организации.
Рисунок 1. Художественно-эстетическое развитие детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психолого-педагогические условия реализации художественно-эстетического развития детей раннего возраста
Ранний возраст – это период развития ребенка от года до трех лет. Он связан с изменениями в его физическом развитии и функционировании психических процессов.
В этом возрасте, ребенок активно развивается и стремится к самостоятельной деятельности, отделению от взрослого и самостоятельному познанию окружающего мира, в силу своего интереса к нему. Однако, он еще не готов отделиться от близкого родственника, как правило мамы, в которой он нуждается, которая помогает ему в постижении мира. Потому, в основе организации эстетического развития, да и любого другого, заложен принцип сотрудничества. Отношения со взрослым переходят на новый уровень – сотрудничество, взаимодействие. Взрослый и ребенок становятся равноправными партнерами, выполняя разнообразную совместную деятельность, ведущую к познанию мира, законов его функционирования, личностному развитию.
Психолого-педагогические условия реализации художественно-эстетического развития ребенка раннего дошкольного возраста опираются на сотрудничество между ребенком и взрослым, его сопровождение в познании мира.
Основными условиями являются следующие:
- Создание развивающей предметной среды, включающей разнообразие материальных компонентов, предметов, выполняющих роль моделей содержания эстетической стороны личности и ориентации на выполнения художественного творчества.
- Использование деятельности по художественному рисованию. Актуально применение нетрадиционных техник рисования и методов обучения рисованию.
- Повышение компетентности и профессионализма педагога по направлению эстетического воспитания.
- Организация совместной предметной деятельности. Она ориентирована на обучение ребенка пользованию предметами разного рода. Постигая смысл предметов, варианты их применения, ребенок учится основам человеческой деятельности, постигает их смысловое назначение. Кроме того, предметная деятельность воздействует на познавательную сферу. Также, предметная деятельность формирует основы восприятия ребенка, помогает в усвоении сенсорных эталонов.
- Организация общения со сверстниками. Такое общение формируется на основании построения ситуативных связей ребенком. Дети общаются в игре, совместном выполнении упражнений, творческой деятельности. Это активизирует эмоциональную сферу личности, развивает инициативу ребенка, его восприятие и ощущения.
- Организация эстетики быта. Ребенок должен научиться понимать красоту окружающей его жизни, чувствовать ее. Потому, требуется художественное оформление детской комнаты ребенка или ДОУ, которое он посещает. В оформлении используются произведения искусства, природные объекты, богатство красок.
Психолого-педагогические условия художественно-эстетического развития дошкольников
В дошкольном возрасте развитие ребенка в эстетическом направлении обусловлено формированием его восприятия. В этот период преобладает наглядно-образное мышление т.е. идет опора на визуальное восприятие объектов. Оно постепенно трансформируется в наглядно-действенное, но продолжает сохранять опору на зрительные образы объектов.
Восприятие ребенка, его воображение имеет эмоциональную основу. Все связано с эмоциями, зависит от них. Потому, занятия по художественному развитию детей дошкольного возраста носят эмоциональный окрас.
В основе построения художественно-эстетического развития дошкольников лежит соблюдение ряда психолого-педагогических условий. К ним относятся:
- Игровая форма обучения. Игра – основной вид деятельности дошкольников. Воспитание лучше всего реализуется в игровой форме. Знакомство с эстетическими эталонами должно происходить в легкой, доступной для ребенка форме. Это возможно реализовать только в игре.
- Воспитание эмоционального отношения к разным видам деятельности. особенно, это касается художественного творчества. Эмоциональный отклик помогает воспитать чувства и эмоции ребенка, выработать потребность в творчестве и актуализировать эстетические знания.
- Организация совместной деятельности. Совместная художественная работа ребенка дошкольного возраста и взрослого помогает в раскрытии творческого потенциала дошкольника, приобщении его к миру искусства.
- Организация уголка художественного творчества. Такие уголки создаются в ДОУ, но могут быть организованы и в домашних условиях. Они включают в себя компоненты художественной деятельности, выставки детских работ: рисунков, аппликаций.
- Чтение художественной литературы, стихотворений, сказок, знакомство с народным творчеством. Это способствует выработке оценочного к творческой деятельности, художественным процессам, творческим проявлениям: своим и окружающих.
- Музыкальное развитие. Музыка оказывает воздействие на эмоциональную сферу личности, активизирует эмоциональное восприятие, формирует чувство ритма, музыкальный вкус, потребность в музыке.
Исходя из данных условий можно выделить основные средства художественно-эстетического развития дошкольников:
- Просмотр иллюстраций.
- Регулярное чтение художественных произведений.
- Эмоциональная работа педагога т.е. он должен проявлять эмоциональную включенность в совместную деятельность художественной направленности.
- Знакомство с народным творчеством: фольклор, декоративно-прикладное искусство.
- Прослушивание музыкальных композиций, классической музыки.
- Уроки ритмики.
- Рисование разной направленности: по определенным темам, по шаблонам, творческое рисование, пальчиковое рисование, предметное рисование и т. д.