Дошкольное образование в России — это система по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста (от 2- месяцев до 7-ми лет), а также осуществлению ухода и присмотра за ними.
Психологическая основа системы дошкольного образования
Основой дошкольного образования в России является Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), содержащий в себе основные нормативно-правовые акты, комплекс методов, средств и приемов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, учитывающих их психические и личностные особенности.
Большое влияние на формирование ФГОС ДО оказала культурно-личностная концепция, разработанная Л.С. Выготским. В соответствии с данной концепцией, в основу современного дошкольного образования заложены личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-дифференцированный и средовой подходы организации воспитательно-образовательного процесса. Именно данные процессы являются наиболее актуальными для получения желаемого результата дошкольного образования.
Ожидаемым результатом дошкольного образования является формирование личностных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для последующего успешного обучения в школе.
Психологической основой системы дошкольного образования является:
- Целостные представления о ребенке дошкольного возраста, особенностей его психического и физического развития. Данные знания, необходимы педагогу для того, чтобы организовать эффективный и целостный воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на закономерности развития ребенка дошкольника.
- Целостные представления об особенностях жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста получают необходимые знания, умения и навыки не только в процессе организованной воспитательно-образовательной деятельности, но в иных видах собственной деятельности (игровая, трудовая, развлекательные мероприятия и т.д.). То есть система дошкольного образования не должна быть ограничена только рамками детского сада, необходимо сотрудничать с семьями воспитанников. Важным является и учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
- Представление об индивидуальной траектории развития и особенностях поведения детей дошкольного возраста. ФГОС ДО указывает на то, что в процессе реализации образовательной программы ДОУ, важно учитывать не только индивидуальные возможности, но и потребности каждого воспитанника. На основании этих данных разрабатывать Рабочую Программу группы ДОУ.
Все указанные элементы, представляющие в совокупности основу дошкольного образования, должны быть тщательно изучены не только воспитателем, но и методистом ДОУ. Полученные результаты являются фундаментом образовательной Программы ДОУ и организации воспитательно-образовательного процесса.
Психолого-педагогические основы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Психолого-педагогические основы дошкольного образования, представленные во ФГОС ДО, поделены его разработчиками на три «кита», являющихся фундаментом всей системы.
«Киты» дошкольного образования, в соответствии со ФГОС ДО:
Первый «кит» - включает в себя важную информацию по новообразованиям дошкольного возраста. Непосредственно данный «кит» берет за основу развития ребенка дошкольника его воображение.
Ребенок дошкольного возраста должен не просто уметь воображать, но и уметь руководить своим воображением. В основе практически всех видов детской деятельности лежит воображение (игра, творчество, продуктивная деятельность и т.д.). Именно поэтому очень важно развивать у детей воображение и формировать умение им управлять.
Второй «кит» - это эмоции ребенка дошкольного возраста. Эмоции ребенка являются его центральной психической функцией.
В дошкольном возрасте очень важно развивать эмоции ребенка, формировать умение ими управлять и контролировать. Тем самым ребенок посредством контроля собственных эмоций может не только «запускать» определенный ид деятельности, но и сдерживать ее начинание. С возрастом эмоции ребенка постепенно становятся предметом его сознания. С их помощью он учится сопереживать и понимать другого человека.
Третий «кит», на основе которого должно строится дошкольное образование, связан с навыками взаимодействия и общения. Общение и взаимодействие способствуют получению необходимо жизненного опыта ребенка, оказывают значительное влияние на его все стороны его личностного развития. С помощью общения и взаимодействия со сверстниками или взрослыми, осуществляется получение знаний, умений, навыков и практического опыта.
Таким образом, благодаря общению у ребенка дошкольного возраста формируется личностная и психологическая готовность к последующему обучению в школе.
Условия личностного и психологического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Условия личностного и психологического развития детей дошкольного возраста:
Привлечение родителей в качестве активных партнеров ДОУ, с целью создание единой образовательной среды и социальной ситуации, необходимых для успешного развития ребенка дошкольного возраста.Задача ДОУ не только выстроить продуктивные взаимоотношения с родителями воспитанников, но и организовать для них необходимую психолого-педагогическую поддержку по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Только в сотрудничестве с семьей воспитанника можно создать необходимую воспитательно-образовательную среду.
Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста, а также их потребностей в личностном росте, развитии, получении определенных знаний, умений и навыков. Организуя образовательный процесс в ДОУ, воспитатели должны учитывать возрастные возможности детей, их индивидуальные потребности, способности и природные качества. Стремиться организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок получил необходимый багаж знаний и имел возможность развивать свои дарования.
Наличие детской игры – ведущего вида деятельности. Без игры невозможно построить систему значимого для ребенка обучения. Игра создает условия для формирования и развития психики и личности ребенка. Игра обеспечивает развитие волевых качеств личности ребенка, развитие воображения.