Противоречия воспитательного процесса
Формирование разносторонне развитой личности в воспитании – это количественные и качественные преобразования, движущая сила которых – разрешение противоречий между многообразными факторами влияния на ученика и целостным становлением его как личности.
Структура педагогических противоречий состоит из внешних и внутренних противоречий. Они проявляют себя на каждой ступени становления личности и противопоставляют новые образующиеся потребности человека уже имеющимся у него способностям удовлетворить их. Таким расхождением человек вдохновляется на активное пополнение своих знаний, расширение кругозора, получение определенных навыков, изучение поведенческих норм и правил социальной действительности.
Внешние противоречия разделяются на объективные и субъективные.
Объективными противоречиями порождаются масштабные политические, финансовые, экологические и информационные процессы, которые происходят во всем мире. Также часто отмечаются противоречия, возникающие между представителями разных поколений в связи с отличающимся опытом у каждого из них.
Субъективные противоречия обычно связывают с бурным развитием науки и ограниченными возможностями учителей и учебных учреждений при передаче новых знаний.
Внутренние противоречия формируются между уровнем развития, характерным для личности, и регулярно поступающими новыми, возросшими требованиями к нему. Также такие противоречия возникают между целями, которые личность ставит перед собой, а также средствами, которые используются для их достижения.
Любое противоречие может превратиться в движущую силу воспитания, если имеют место следующие обстоятельства:
- преодолеть противоречия можно только участнику воспитательной деятельности;
- противоречие понимается в качестве чего-то актуального, а его преодоление – в качестве жизненной надобности;
- противоречия со временем должны убираться, постепенно, учитывая предшествующий опыт.
Для достижения положительного результата в воспитательной работе, человеку необходимо осознавать внешние и внутренние противоречия в своем сознании. В связи с этим педагогу необходимо всесторонне исследовать личность воспитанника, мастерски проектировать разнообразные возможности в формировании личности ученика и переделать их в конкретную воспитательную задачу.
Понятие закономерностей воспитания
Результативность педагогического процесса зависит от воздействия степени владения воспитателем закономерностями и принципами воспитания.
Закономерности воспитания – это устойчивые, регулярно повторяющиеся, существенные связи внутри воспитательного процесса, благодаря осуществлению которых человек получает возможности добиться положительных результатов в развитии личности. Закономерности существуют во всей системе воспитательного процесса.
Так как человек, в связи со своей природой, подчиняется естественным законам, которые могут быть выполнены в конкретных условиях среды, могут быть воссозданы такие условия, при которых воспитание протекает только в соответствии с этими законами, а не вопреки им, благодаря чему можно не допускать своеобразные ошибки в воспитании. Эффективная модель воспитания реально может быть создана и использована только на основании знания об основных закономерностях. Этим обусловлена высокая значимость закономерностей и движущих сил процесса воспитания в педагогике.
Закономерности воспитания обычно выступают как недостаточно познанные законы, упорядоченность изученных явлений, которые появляются в воспитательном процессе, а также связи, зависимости и факторы, которые влияют на весь воспитательный процесс.
Иными словами, закономерности воспитания – это зависимость результативности воспитания от определенных условий и факторов.
Преимущественно, эффективность воспитания зависит от следующих факторов:
- соответствие цели действиям, необходимым для ее выполнения;
- проявление самих участников педагогического влияния;
- результативность сопутствующих воспитанию процессов, таких как обучение и развитие;
- соответствие социальной практики и характера воспитательного воздействия на учащихся;
- интенсивность воспитания и самовоспитания;
- количество и качество воспитательных воздействий;
- сложившиеся воспитательные связи между учителем и учащимися;
- интенсивность и качество связей между самими учащимися.
Основные закономерности воспитания
В воспитательной деятельности среди всех закономерностей принято выделять несколько первостепенных:
- обусловленность результатов воспитания воспитательной работой, а также настоящими условиями, в которых выполняется данная работа. В соответствии с данным положением, педагогу воспитательного процесса необходимо обеспечивать надлежащие условия жизни в деятельность воспитанников;
- процесс становления личности приобретает особое значение, когда учащийся выступает как субъект педагогической деятельности. Только при условии полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможен гармоничный личностный рост. При этом наставник не занимается воспитанием, а лишь актуализацией, поощрением желания учащегося саморазвиваться, чем и обеспечиваются условия для его личного взросления;
- степень зависимости цели и основных задач воспитательной деятельности от конституционных, мировоззренческих, нравственно-этических и правовых норм и ориентиров. Основные направления воспитательной деятельности обязательно основаны на работе муниципальных и государственных учреждений.
Закономерности воспитательной деятельности определяются на основании ее принципов. Главным для педагога является умение правильного сочетания традиционных основ воспитания с инновационными методами и технологиями при учете имеющихся закономерностей.