Программа «Истоки» (далее Программа) – это примерная образовательная программа, разработанная лабораторией общего и дошкольного образования ГБНУ «Московский институт развития образования» для дошкольного образования.
Цели и задачи Программы
Программа разработана авторским коллективом, который является лауреатом премии Правительства РФ в сфере образования за научную разработку и практическое апробирование «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», основа которого представлена программой «Истоки».
Реализация Программы осуществляется на основании «Конвенции о правах ребенка», ФГОС ДО.
Программа направлена на обеспечение права каждого дошкольника на интеллектуальное, эмоциональное, физическое и социальное развитие на дошкольной ступени обучения и переходе к начальной школе.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста – от рождения и до 7-ми лет.
Авторы Программы выделяют несколько психологических возрастов, характеристика которых представлена в Программе:
Ранее детство – представлено двумя стадиями:
- младенчество (от рождения до 1-го года);
- ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет);
Дошкольное детство – представлено двумя фазами:
- младший дошкольный возраст (от 3-х до 5-ти лет);
- старший дошкольный возраст (от 5-ти до 7-ми лет).
Данная возрастная периодизация, по мнению авторов Программы, позволяет педагогу увидеть индивидуальные перспективы развития каждого воспитанника.
Основные цели и задачи Программы:
- Обеспечение каждому ребенку разностороннего и полноценного развития в период дошкольного детства;
- Формирование у воспитанников базового доверия к миру и универсальных способностей в соответствии с возрастом и потребностями современного общества;
- Создание для всех воспитанников равных условий для развития;
- Учет индивидуальных возможностей, интересов и потребностей каждого ребенка.
Содержание и структура Программы
Структура Программы представлена двумя частями и тремя приложениями.
Первая часть Программы состоит из трех разделов:
Целевой раздел – содержит цели, задачи и принципы, на основании которых построена Программа, планируемые и ожидаемые результаты её освоения.
Содержательный раздел – включает в себя образовательные задачи и содержание воспитательно-образовательной программы. Данный раздел представлен следующими образовательными областями:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
Кроме того, в этом разделе достаточно полно раскрываются особенности и специфика взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и семьи воспитанника.
Организационный раздел – содержит общие условия и рамки организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Название дано Программе не случайно. По мнению авторов, «Истоки» - это своеобразное обозначение дошкольного детства, как уникального периода формирования и становления личности ребенка, накопления всего необходимого и закладка основ, для дальнейшего успешного развития человека.
Программа имеет свой уникальный символ – это «Источник» из которого ребенок вместе со взрослым берут (черпают) неиссякаемые кладези общечеловеческой культуры, тем самым развивая о обогащая друг друга. Суть данной эмблемы заключается в том, что только в рамках такого сотрудничества можно ожидать высоких результатов развития ребенка и формирования у него навыков по саморазвитию.
Характеристика содержания Программы
Содержание Программы представлено пятью образовательными областями, которые описаны во втором разделе. Данные области составлены в соответствии с ФГОС ДО.
Каждая образовательная область Программы имеет четко сформулированные цели и направленность, которые зависят от возраста воспитанников. Несмотря на то, что каждый возрастной период имеет свою цель и направленность, общая их суть заключается в том, чтобы к 6-ти – 7-ми годам получить конкретный образовательный результат и подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Целевые направленности Программы соответствуют характеристикам каждой образовательной области, заданных ФГОС ДО.
Результаты освоения Программы, установлены в соответствии с ФГОС ДО и представлены в виде конкретных целевых ориентиров. Каждый целевой ориентир – это своеобразный возрастной портрет ребенка в период от раннего дошкольного детства до его окончания. Каждый целевой ориентир формируется как результат полноценно и продуктивно прожитого ребенка периода дошкольного детства и является результатом грамотно организованных условий реализации Программы ДО.
В том случае, если при реализации Программы, воспитателем соблюдаются все условия и требования, создается необходимая развивающая среда, то результатом освоения Программы будут качественно сформированные фундаментальные основы психологического и личностного развития, необходимые для успешного перехода ребенка от дошкольного образования к начальному школьному образованию. Кроме того, успешность реализации Программы будет видна в том случае, если у ребенка сформированы предпосылки учебной деятельности, имеется мотивация на школьное обучение и получение новых знаний, умений и навыков.
По своему содержанию Программа имеет открытый характер, предоставляя педагогу и воспитанникам обширные возможности для творчества и внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Место педагога в Программе определено как проводника, который ведет ребенка в мир знаний, получение общечеловеческого и личного опыта, гуманистического и позитивного отношения к окружающим людям.
Программа предоставляет педагогу самостоятельно выбирать наиболее подходящие способы решения образовательных задач, создавать обучающие и развивающие ситуации. Именно этот подход позволяет педагогу грамотно и творчески организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
В настоящее время Программа «Истоки» является одной из самых популярных и часто используемых в современных детских садах. Это обусловлено тем, что Программа учитывает актуальные потребности современного дошкольника и позволяет педагогу найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.