Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Соотношение процессов мышления и речи в работах Л. С. Выготского

Определение 1

Концепция мышления и речи — это концепция Л. С. Выготского, в которой автор в качестве основания их единства предлагает рассматривать воображение, что в целом соответствует логике его культурно-исторической теории.

Основные положения концепции Выготского

В онтогенетической перспективе принято раскрывать аспекты разных типов воображения. Многие ученые показывают, что образовательные программы, которые концентрируются на развитии мышления и речи, необходимо ориентировать на специфику воображения для каждого возрастного периода.

Одна из центральных задач, которая стоит перед образовательной практикой, представлена задачей целенаправленного развития мышления. Авторы многих образовательных программ декларируют, что образовательная практика должна строиться на основании идей Л. С. Выготского.

Статья: Соотношение процессов мышления и речи в работах Л. С. Выготского
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Автор культурно-исторической концепции, Л. С. Выготский написал работу «Мышление и речь», которая посвящена исследованию значений слов. При этом ученый рассматривал «значение слов» в качестве показателя развития мышления, которое напрямую связано с речевым развитием. Правда, невозможно не отметить очень важную, с точки зрения автора теории, особенность связи между мышлением и речью. Она относится к истоку этих двух важных психических функций. По мнению Выготского основа и истоки мышления и речи являются принципиально разными.

Ориентация на идеи Л. С. Выготского в ходе решения задач целенаправленного развития мышления означает, что в образовательной работе необходимы условия, при которых будут одновременного развиваться мышление и речь. Тем не менее, начиная с дошкольного периода, целенаправленное развитие мышления и речи принципиально разводят в отдельные, мало связанные друг с другом специальные занятия.

Аналогично обстоит дело в школе, когда для развития речи отводят занятия по родному и иностранному языку. При этом математика, для которой характерно решение задач, преимущественно рассматривается в качестве условия развития мышления.

«Соотношение процессов мышления и речи в работах Л. С. Выготского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В рамках высшего и среднего специального образовании в целом практически не упоминается о целенаправленном развитии этих функций. Редко развитие мышления связывают со становлением профессионального сознания. В психологической литературе даже можно встретить категорию «профессиональное мышление». Тем не менее, ни специальные задачи, ни выделенные компетенции, которые относятся к определенному уровню развития мышления и речи (их развитие) в этой части образования, не предусматриваются.

Анализ научных работ Выготского о соотношении мышления и речи

Построение образования, которое ориентировано на теорию Л. С. Выготского, включая его выводы в отношении взаимной связи между мышлением и речью, предполагает осуществление анализа его работ.

В первых главах своего труда «Мышление и речь» автор писал о единице исследования. Она, по мнению исследователя, должна включать в себе все базовые аспекты целого. Если рассматривать сам этот труд в качестве единицы творчества Л. С. Выготского, то это дает возможность проводить анализ взаимосвязи мышления и речи в контексте другой проблемы, которую поставил этот автор.

Он рассматривал проблему единства аффекта и интеллекта. Определение связи мышления и речи как единицы творчества Выготского дает возможность применить методологию практического решения вопроса единства аффекта и интеллекта в рассмотрении других проблем.

Многолетнее внедрение образовательных программ, которые ориентированы на единство аффекта и интеллекта, предполагает несколько важных заключений. Они используются для выстраивания практики, которая ориентируется на единство мышления и речи.

Эти положения состоят в том, что:

  • Для целенаправленного развития интеллекта нужно, чтобы оно обладало ярким выраженным эмоциональным характером (одновременно для целенаправленного эмоционального развития необходима его направленность на развитие интеллекта);
  • Для обеспечения единства между аффектом и интеллектом не нужно ограничиваться единственной областью жизнедеятельности обучающихся (например, школой, семьей, учреждением дополнительного образования), а важно ориентироваться на целостную жизнь человека;
  • Единство аффекта и интеллекта отражается не непосредственно, а благодаря воле, которая выступает в качестве высшей функции и основы единства аффективной и умственной сферы.

Применение данных заключений в процессе решения проблем обеспечения единства мышления и речи означает, что для целенаправленного развития мышления важно, чтобы все элементы предлагаемого обучения имели вербализированный характер. В это же время для эффективного развития речи важно, чтобы она концентрировалась на решении мыслительных задач и проблем.

Проблемы соотношения речи и мышления

Выготский полагал, что того, чтобы обеспечить единство мышления и речи, важно ориентироваться на целостную жизнедеятельность человека. Реализация этого единства в образовательной практике предполагает нахождение некоторого основания, благодаря которому речь начинает приобретать мыслительный характер, а мышление становится речевым.

Выстраивание практики, которая ориентирована на формирование условий для единства, показывает, что самое существенное из выделенных условий представлено некоторым психологическим основанием. Так, можно сделать яркой и насыщенной жизнь ребенка, но он может выступать в ней, например, потребителем. Это, соответственно, не будет способствовать развитию его мышления.

Условия, которые обеспечивают единство мышления и речи, рассматриваются с позиции психологического основания в виде воображения. Выготский выдвинул несколько основополагающих идей в отношении этой категории. Он подчеркивал, что воображение есть уже в первых словах ребенка. Еще одна идея состоит в связи воображения с мышлением. Так, как было показано автором теории, при решении мыслительных задач большое значение имеет воображение.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot