Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прогнозирование в педагогике

Сущность и разновидности педагогического прогнозирования

Определение 1

Педагогическое прогнозирование – это мероприятия, ориентированные на получение предварительных данных и опережающее информирование о том или ином объекте, процессе или явлении педагогической системы, базирующиеся на научных концепциях и методиках.

Педагогическое прогнозирование является важнейшим процессом в образовательной сфере, что обусловлено ее нацеленностью на будущее развитие. Благодаря прогнозам удается сформировать стратегические и тактические планы будущей педагогической деятельности, спроектировать учебный процесс и составить программы оптимального педагогического взаимодействия.

На основе проведенных прогностических мероприятий составляются планы организации учебно-воспитательной деятельности, как в отдельном образовательном заведении, так в системе образования в целом. Процесс прогнозирования в педагогике основывается на выявлении текущих тенденций развития образовательной сферы, а также социальных и экономических процессов, оказывающих воздействие на нее.

Замечание 1

Педагогическое прогнозирование, по сути, является научным исследованием специального назначения, определяющим перспективы последующего развития объектов в сфере образования и воспитания, достижения определенных педагогических результатов деятельности и развития образовательной сферы в конкретном направлении.

Существует несколько разновидностей педагогического прогнозирования. Они отличаются по направлению деятельности прогнозов, конструированию педагогического процесса, целевым назначением обучения, его стратегией и тактикой.

Вот основные разновидности педагогических прогнозов:

  1. Поисковое прогнозирование – выявление перспективного состояния объекта, с учетом логики его развития и воздействия внешних факторов.
  2. Нормативное прогнозирование – выявление путей развития объекта, достижения конкретного состояния, исходя из заданных параметров и показателей.
  3. Прогнозирование учебно-воспитательной деятельности – выявлении изменений в развитии учащегося, коллектива, получением определенных знаний и навыков, формирование личностных качеств, исходя из анализа способностей личности к интеллектуальному развитию. Прогнозирование помогает определить влияние усвоенной теоретической информации на практическую сферу деятельности личности.
  4. Прогнозирование преобразования личностных качеств – выявление изменений, которые будут происходить в системе ценностей личности, ее оценочных суждениях, эмоциональных характеристиках, действиях и поступках. Выявляя возможные изменения в личностном развитии ребенка, можно оптимальным образом спланировать построение системы взаимоотношений с отдельным учащимся и коллективом, составить программу гибкого обучения и проводить самоанализ собственных возможностей и способностей педагогической деятельности.
  5. Краткосрочное прогнозирование- выявление параметров развития тех или иных процессов в течение одного учебного года.
  6. Среднесрочное прогнозирование – определяет развитие и его предполагаемое направление, особенности и параметры в течение трехлетнего периода.
  7. Долгосрочное прогнозирование – составление прогнозов развития образовательной системы на длительный временной период, достигающий пятнадцати лет.
  8. Стратегическое прогнозирование – ориентировано на построение стратегии развития отдельного объекта, процесса или системы образования в целом.
  9. Тактическое прогнозирование – осуществляет выявление текущих направлений реализации стратегии.
  10. Оперативное прогнозирование – составляет предположения по развитию в ближайший временной момент, параметры реализации тех или иных задач прохождения обучения и воспитания. Сюда входит составление прогнозов прохождения предстоящего урока, проведения контрольной проверки знаний, итоги завершения учебной четверти, полугодия и т.д.
«Прогнозирование в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогическое прогнозирование напрямую зависит от целеполагания. Оно ориентируется на определение целей в учебно-воспитательной области и их преобразования в педагогические задачи. Такие задачи осуществляют синтез содержательной, стимулирующей и операционной стороны деятельности педагога и учащегося.

Методы педагогического прогнозирования

Педагогическое прогнозирование может быть реализовано путем применения следующих методов:

  • Метод педагогического моделирования. Данный метод основывается на построении модели, образца педагогического процесса, объекта или явления, отражающей структура его предполагаемого будущего состояния и развития;
  • Экспертных оценок. Базируется на опоре на точку зрения, мнения специалистов в определенной области исследования, чтобы получить субъективными предположения перспективного развития и составить объективный прогнозируемый анализ деятельности;
  • Метод выдвижения гипотез. Гипотеза является утверждением, требующим доказательства. Проведя анализ конкретной ситуации, процесса, делаются предположения дальнейшего развития ситуации, которое обосновывается и доказывается научным путем;
  • Метод экстраполирования. Основывается на том, что уже поставленная педагогическая задача перемещается в новую среду, новые условия развития педагогического процесса, чтобы отыскать иные варианты ее разрешения и составить уточненный прогноз развития;
  • Метод нормативного прогнозирования. Для его реализации берутся нормативные показатели развития того или иного процесса или объекта и проводится их умножение на временной период – количество дней. Таким образом формируются прогнозные оценки уровня развития, возможности достижения тех или иных задач;
  • Метод аналогии. данный метод основывается на использовании предыдущего опыта развития аналогичных процессов и объектов, рассмотрение истории их становления и развития, проведения мониторинга и построение прогнозных программ на базе применения индуктивных и дедуктивных методик;
  • Метод построения мысленного эксперимента. Он связан с представлением в сознании исследователя модели развития того или иного процесса, его схематического представления структуры и параметров, варианты его состояния в той или иной ситуации.
Дата последнего обновления статьи: 24.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot