Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований

Тенденции развития системы дополнительного образования

Определение 1

Дополнительное образование – это система образования, ориентированная на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов граждан в творческом, интеллектуальном, нравственном, физическом, правовом, экономическом и иных видах развития, позволяющая им реализовать свои потенциальные возможности в том или ином направлении деятельности.

Система дополнительного образования является механизмом, посредством которого удается решить ряд важных задач личностного развития подрастающего поколения. Благодаря дополнительному образованию у детей появляется широкий спектр деятельности. Они могут занять свой досуг именно тем, что интересно и желанно, развить свой личностный потенциал и активизировать интеллектуальные, физические, эстетические качества, развивая их активное практическое применение.

В настоящее время, система дополнительного образования характеризуется следующими тенденциями развития:

  1. Недостаточная развитость механизмов получения высшего профессионального образования педагогами дополнительного образования.
  2. Базовой подготовки педагога, его знаний и практических навыков, уровня личностного развития оказывается недостаточным для достижения целей и задач дополнительного образования.
  3. Дефицит профессиональных педагогических кадров в системе высшего образования приводит к тому, что в образовательных заведениях работают неквалифицированные сотрудники, образование которых является средним профессиональным и, в большинстве случаев, не педагогическим. Это обостряет проблемы построения оптимального педагогического взаимодействия.
  4. Отсутствие четкой регламентации деятельности учреждения дополнительного образования. В основе деятельности лежат интересы и потребности детей, их субъектная позиция.
  5. Творческая направленность деятельности. Система дополнительного образования ориентирована на творческое развитие учащихся, раскрытие их творческого потенциала и его практическую реализацию. Творческий труд – основа концепции дополнительного образования.
  6. Ориентация деятельности дополнительного образовательного учреждения на запросы семьи и потребности ребенка.
  7. Отсутствие оценочной системы. Обучение детей в системе дополнительного образования исключает выставление отметок за их труд и творческую работу.
  8. Отсутствие государственных стандартов в системе дополнительного образования. Дополнительное образование характеризуется отсутствием рамок, границ дозволенного. Оно ориентировано на полноценное развитие личности, предоставление возможности каждому ребенку проявления своей уникальности.
«Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Успешность функционирования системы дополнительного образования, а именно, удовлетворение творческих потребностей ребенка и раскрытие его творческого потенциала, полностью зависит от личности педагога, реализующего образовательный процесс. Поэтому, от личности педагога дополнительного образования требуется творческого развития и повышения профессиональной компетентности.

Профессионально-значимые качества личности педагога дополнительного образования

Личность педагога, направленность ее развития определяет основные аспекты его профессиональной деятельности и их эффективность.

Как у любой личности, у педагога имеются определенные ценностные ориентиры, которыми он руководствуется в том или ином направлении своей деятельности. Они определяют его отношение к своей профессиональной деятельности, собственному «Я», определению себя, как профессионала, к окружающему миру, к другим людям и учащимся. В этой связи, ценностные ориентиры деятельности педагога системы дополнительного образования должны базироваться на гуманистических принципах и таких категориях, как: любовь, дружба, уважение, милосердие, сострадание, терпимость, справедливость, ответственность, патриотизм.

Личность педагога системы дополнительного образования можно охарактеризовать следующими параметрами его деятельности в профессиональной сфере:

  1. Умение принимать чужое мнение, чужой взгляд, считаться с ним. Особенно это касается взглядов ребенка. Он должен восприниматься педагогом, как полноценная личность.
  2. Любовь и уважение к детям, их возрастным особенностям развития.
  3. Вера в силы и возможности, способности и потенциал ребенка.
  4. Проявление интереса к внутреннему миру учащихся.
  5. Нравственная ориентация педагогической деятельности. В своей работе педагогу необходимо опираться на моральные принципы и гражданские нормы деятельности.
  6. Любовь к своей профессии.
  7. Единая направленность процессов обучения и воспитания.
  8. Умение использовать творческий подход в педагогическом процессе.
  9. Желание, стремление и потребность в передаче своих знаний и навыков подрастающему поколению.
  10. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, самореализации в профессиональной сфере деятельности.

Педагогу системы дополнительного образования необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. Это обусловлено тем, что система дополнительного образования должна отвечать требованиям времени, тенденциям социально-экономического развития общества, приводящих к изменению интересов и потребностей детей.

Чтобы педагогу дополнительного образования успешно выполнять свои профессиональные обязанности, его личность должна обладать следующими свойствами:

  1. Навыки целеполагания – отражают осознание важности конкретной педагогической задачи в определенных обстоятельствах;
  2. Педагогическая ориентация деятельности – отражает мотивацию педагога к своей работе и отношение к профессии;
  3. Навыки рефлексии – отражают умения педагога анализировать свою личность, проводить самоанализ своих личностных свойств, умений и возможностей, ошибок;
  4. Проявление педагогического такта – отражает восприятие педагогом учащегося, как приоритетной ценности;
  5. Развитое педагогическое мышление – отражает навыки педагога применения средств и методов, их различных вариантов для решения педагогических задач.

Помимо, личностных свойств, педагогу дополнительного образования требуются следующие профессиональные навыки деятельности:

  • Концентрация внимания;
  • Развитое воображение;
  • Навыки сочувствия;
  • Гибкое и критичное мышление;
  • Хорошая дикция;
  • Навыки доступного объяснения учебного материала любой сложности;
  • Ясность и четкость изложения учебного материала;
  • Развитые артистические способности;
  • Нестандартность мышления.
Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot