Профессиональная культура – это совокупность характеристик педагога, наделяющая его способностью решать профессиональные задачи, логически мыслить и принимать взвешенные профессиональные решения, соблюдать культуру общения и культуру поведения.
Рисунок 1. Профессиональная культура педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональная культура педагога отражает наличие у него профессиональных, социальных и личностных свойств, позволяющих ему успешно выполнять свои педагогические функции.
Составные компоненты профессиональной культуры педагога
Наличие у педагога профессиональной культуры предполагает его осознанное отношение к своей профессии и профессиональному долгу. Педагогу должен уметь контролировать свое профессиональное поведение и анализировать выполнение своих профессиональных обязанностей.
Профессиональная культура требует от современного педагога развитого стремления к опробованию новых методов и средств обучения и воспитания, реализации творческого подхода к выполнению стандартных профессиональных обязанностей, повышению своего педагогического мастерства и совершенствование своих теоретических знаний и практических навыков реализации педагогической деятельности.
Профессиональная культура педагога состоит из следующих компонентов:
- Культура деятельности педагога. Она отражает качество выполняемых педагогом действий, ориентированных на решение профессиональных задач. Иными словами, она дает педагогу расширенный спектр ресурсов для выполнения образовательной и воспитательной деятельности: владение современными технологиями и методика образовательной деятельности, использование инновационных педагогических разработок, навыки использования информационных ресурсов и передового педагогического опыта, методических идей.
- Информационная культура педагога. Она отражает навыки владения и практического использования информационных ресурсов, их приспособление к современным образовательным условиям. Это означает, что педагогу требуется научится формулировать учебную задачу и проблемные ситуации в разной интерпретации, разными способами, уметь работать с разными информационными инструментами, программами и методическими пособиями. Кроме того, в современном мире, педагогу требуются навыки использования компьютерной техники и иных информационных продуктов, цифровых ресурсов и мультимедийных средств.
- Правовая культура. Она отражает владение педагогом знаний законодательства страны, ее правовых актов, законодательства в сфере образования и защиты прав детей.
- Творческая культура. Данный компонент культуры отражает реализацию творческого потенциала педагога в своей профессиональной деятельности. Педагог применяет свои педагогические знания и навыки в новой направленности и новыми способами. Иными словами, он уходит от стереотипов реализации педагогического процесса и использует новые приемы и методы образовательной деятельности, принимает самостоятельные решения.
- Коммуникативная культура Она отражает навыки установления социального взаимодействия педагога с учащимися, руководством и другими педагогами. Также, педагог должен владеть теорией возрастной психологии и применять ее для формирования успешных отношений с учащимися разных возрастов и уровней развития.
Кроме того, профессиональная культура педагога требует наличия у него следующих личностных свойств и навыков деятельности:
- Широкого кругозора, способствующего его продуктивной педагогической деятельности;
- Стремления к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию своего профессионального мастерства;
- Организаторских навыков деятельности;
- Сочетании интеллектуальных качеств профессионального мастерства;
- Гармоничного уровня развития;
- Высокоразвитого педагогического мышления и профессиональных качеств;
- Стремления к достижению поставленных целей и задач;
- Навыков доведения начатого до логического завершения;
- Высокой работоспособности;
- Целеустремленности.
Уровни сформированности профессиональной культуры педагога
Профессиональная культура педагога формируется постепенно. Она складывается из поэтапного развития педагога, его личностного и профессионального совершенствования.
О том, насколько сформирована профессиональная культура педагога ,свидетельствуют следующие уровни ее развития:
- Адаптивный уровень. Он отражает начальный этап педагогической деятельности, когда педагог подстраивается к новым реалиям, новому виду деятельности. Здесь происходит выполнение им своих профессиональных обязанностей по шаблонам, алгоритму реализации педагогического процесса. Стремления повысить свое мастерство у педагога не имеется. Он не осознает необходимость повышать свою квалификацию и совершенствовать навыки своей педагогической деятельности. Также, наблюдается нестабильное восприятие педагогической действительности.
- Репродуктивный уровень. Он отражает заинтересованность педагога в своей профессиональной деятельности и ее совершенствовании. Педагог более способно решает педагогические задачи, ищет сам методы повышения своего мастерства, осознает необходимость совершенствования своих навыков и повышения уровня квалификации. Кроме того, возникает потребность применения творческого подхода к решению стандартных педагогических задач, но его практическое воплощение не находит своего полноценного использования.
- Эвристический уровень. Он отражает желание педагога реализовывать свою педагогическую деятельность по-новому т.е. он ищет новые методы и приемы реализации учебно-воспитательной деятельности, формирует новый опыт деятельности и передает его коллегам. Что касается необходимости повышения своего квалификационного уровня, то он относится к этому процессу избирательно.
- Креативный уровень. Он отражает высокую потребность педагога с собственной самореализации и самоотдаче в профессиональной деятельности. Он выполняет свою работу нестандартным путем, использует новаторский подход, инновационные методы обучения и воспитания. Также, педагог использует различные методы повышения своего квалификационного уровня, совершенствования своего педагогического мастерства. Он непрерывно развивается и совершенствует свои педагогические навыки. Это высший уровень педагогического развития и педагогической культуры, к достижению которого педагог идет в течение всей своей педагогической деятельности, в течении всего своего карьерного роста.