Профессиональная компетентность воспитателя – это способность эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и реализовывать воспитание подрастающего поколения на основе принципов воспитательной деятельности.
Педагогическая компетентность заключается в наличии у педагога знаний, навыков, опыта профессиональной деятельности, личностных качеств, мастерства, позволяющего ему плодотворно выполнять свои профессиональные функции.
Компетентность педагогов разного уровня образования обладает рядом специфических свойств. Так, профессиональная компетентность воспитателя реализуется в направлениях:
- Образовательной деятельности педагога ДОУ.
- Воспитательной и образовательной работы педагога ДОУ.
- Учебно-методической работы педагога ДОУ.
- Социальной работы педагога ДОУ.
Реализация воспитателем ДОУ приоритетных направлений педагогической деятельности данного уровня является ведущим показателем его компетентности и мастерства.
Показатели компетентности воспитателя ДОУ
Компетентность воспитателя ДОУ оценивается следующими показателями:
- Умение сформировать в ДОУ предметно-развивающее пространство;
- Навыки реализации целостного педагогического процесса;
- Умение создавать условия для охраны жизни и здоровья подрастающего поколения.
Это ведущие компетентности воспитательной работы педагога ДОУ. Они требуют от него наличия профессиональных педагогических знаний и сформированных навыков реализации педагогической деятельности на уровне дошкольного образования, развитых организаторских способностей и умений взаимодействовать с детьми дошкольного возраста и их родителями.
Рисунок 1. Профессиональная компетентность воспитателя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воспитатель ДОУ, помимо своей работы с воспитанниками и родителями занимается разработкой методических основ ведения педагогического процесса ДОУ. В этом направлении его компетенции касаются:
- Знаний образовательной программы;
- Навыков планирования учебно-воспитательной работы в разных возрастных группах;
- Навыков проектирования деятельности с учетом достигнутых результатов развития воспитанников и ориентации на достижение целевого назначения образовательной деятельности ДОУ;
- Навыков исследования и анализа педагогической деятельности.
Что касается социальной работы педагога ДОУ, то показателями его компетентности в этом направлении выступают:
- Оказание консультативной помощи родителям воспитанников;
- Исследование уровня социального и общего развития воспитанников и формирование, исходя из этого, индивидуальной траектории их развития;
- Умение сохранять и защищать права и свободы детей;
- Формирование в ДОУ продуктивного социального пространства, ориентированного на быстрый и плодотворный процесс социального становления и развития личности каждого воспитанника;
- Навыки работы с иными специалистами;
- Формирование коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ отражает его навыки управления своей работой и продуктивного оперирования методами и средствами образования на дошкольном уровне.
Рисунок 2. Профессиональная компетентность воспитателя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Факторы, влияющие на становление профессиональной компетентности воспитателя
Становление профессиональной компетенции воспитателя, во многом, определяется его внутренними ресурсами т.е. уровнем личностного развития, интеллектуальной развитостью, нравственной ориентацией деятельности, творческим подходом к делу.
Среди факторов внутреннего развития педагога ДОУ, положительно воздействующих на развитие его профессиональной компетентности, можно выделить следующие:
- Высокий уровень интеллектуального развития.
- Развитое креативное мышление. Оно предполагает творческое видение реализации своей профессиональной деятельности, выполнения своих профессиональных функций.
- Коммуникативное развитие, характеризующееся стремлением к сотрудничеству, положительному взаимодействию в рабочей среде, готовностью идти на контакт со всеми субъектами воспитательного процесса и умение принятия решений компромиссного характера.
- Наличие особых интересов и потребностей. Здесь имеется в виду хобби педагога, проявление интереса к разным сферам и направлениям деятельности.
- Позитивное отношение к своей профессиональной деятельности.
- Уверенность в себе и собственных силах.
- Высокий уровень развития контрольной деятельность, контрольных функций.
Положительное воздействие на профессиональное развитие педагога оказывает и его потребность в саморазвитии. Педагогу необходимо непрерывно самообучаться и совершенствовать свои знания и навыки, осваивать новые способы деятельности, новые направления реализации воспитательного процесса, знакомиться с передовым педагогическим опытом и применять его на практике.
Пути развития профессиональной компетентности воспитателя
Развитие профессиональной компетентности воспитателя лежит в основе достижения целей и задач образования дошкольного уровня и всестороннего развития личности дошкольника.
Профессиональная компетентность воспитателя развивается следующими путями:
- Регулярное, систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Они организуются образовательной организацией, в которой работает педагог.
- Участие воспитателя в исследовательской деятельности педагогической направленности.
- Участие педагога в конференциях, мастер-классах, конкурсах талантов и т.д.
- Освоение инновационных форм и направлений реализации воспитательной деятельности.
- Участие в методических разработках реализации воспитательной работы ДОУ.
- Развитие навыков информационного ориентирования. Оно предполагает умение пользоваться разными информационными источниками и ресурсами, выбирать полезную информацию, сортировать ее, фильтровать, избегать дезинформирования.
- Обобщение собственного опыта воспитательной деятельности и его введение в педагогический практикум.
- Коучинг.
- Самообразование.
Одним из современных направлений развития профессиональной компетентности воспитателя является коучинг. Он представляет собой технологию реализации личностного развития профессионала той или иной сферы деятельности.
Технология коучинга предполагает работу с воспитателем по следующим направлениям:
- Выявление проблемных областей деятельности. Рассматриваются все стороны педагогической деятельности, профессионального взаимодействия педагога.
- Выбор приоритетных проблем т.е. самых значимых и разработка трех шагов для усиления работы этого сектора, разрешения данных проблем.
- Организация тьоторского сопровождения воспитателя.
- Постановка тьютором перед воспитателем трех задач, которые ему необходимо решить в ограниченный промежуток времени. Задачи касаются личностного развития, профессиональных успехов.
- Анализ полученных итогов, выявление прогресса.
По итогам коучинга, воспитатель должен понять ситуацию, свои проблемы. У него должно сложиться видение того, как сделать лучше, как повысить свой профессионализм, свои компетенции.