Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профессиональная компетентность учителя

Понятие профессиональной компетентности педагога

Определение 1

Профессиональная компетентность педагога – это совокупность личностных свойств педагога и его умений в профессиональной деятельности, которые используются им для продуктивного выполнения своих профессиональных функций.

Профессиональная компетентность отражает профессионализм педагога, т.е. его способность выполнения профессиональной педагогической деятельности, эффективной организации учебно-воспитательной работы. Она выступает составным компонентом профессионализма, без которого реализация профессиональных направлений деятельности становится невозможной.

Профессиональная компетентность <a href=учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Профессиональная компетентность учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональная компетентность педагога характеризует уровень его интеллектуального развития и образованности. Получение педагогом профессионального образования закладывает задатки развития профессиональной компетентности учителя. Далее, в ходе получения практического опыта, повышения квалификации, педагог совершенствует свои педагогические знания и практические навыки, что приводит к развитию его профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность педагога включает в себя следующие компоненты:

  1. Теоретические знания профессионального учителя.
  2. Навыки применения теоретических знаний в организации педагогической деятельности, в решении конкретных педагогических задач.
  3. Ценностные ориентации педагога.
  4. Уровень интеллектуального развития педагога.
  5. Особенности личностного развития педагога: нравственное и эстетическое развитие педагога, его мировоззрение, восприятие мира, взгляды и убеждения.
  6. Уровень культурного развития педагога: развитость речи, ее выразительность, владение профессиональной речью, стиль педагогического общения, отношение к профессиональной деятельности, уважение к другим участникам образовательного процесса.
  7. Способность к самообучению и саморазвитию.
  8. Информационная компетентность. Она отражает умение педагога пользоваться и оперировать различными информационными ресурсами, применять их в педагогическом процессе, находить и анализировать информацию, необходимую для эффективной организации педагогической деятельности, решения профессиональных педагогических задач.
  9. Навыки коммуникативного общения. Педагог должен уметь строить диалоги и монологи, устанавливать коммуникативные связи с разными категориями граждан, слушать и слышать собеседников, устанавливать положительные партнерские отношения в профессиональных направлениях деятельности.
  10. Навыки самоконтроля. Чтобы профессиональная деятельность была успешной, ее необходимо контролировать. Педагог должен обладать стрессоустойчивостью, уметь сдерживать проявление своих чувств и эмоций, регулировать свои поведенческие реакции.
«Профессиональная компетентность учителя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Профессиональная компетентность педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Профессиональная компетентность педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональная компетентность учителя позволяет ему легко решать профессиональные педагогические задачи в разных ситуациях и направлениях педагогической деятельности. От того, насколько развита профессиональная компетентность педагога зависит эффективность его профессиональной деятельности и, соответственно, результативность образовательного процесса в целом.

Уровень развития профессиональной компетентности педагога

Развитие профессиональной компетентности учителя является необходимым условием его результативной работы. В его ходе осуществляется ознакомление педагога с передовым педагогическим опытом, расширяется его кругозор, формируются и совершенствуются его профессиональные качества.

Процесс развития профессиональной компетентности педагога является непрерывным и многофакторным процессом. Педагог развивает и совершенствует свои профессиональные навыки в течение всей профессиональной карьеры. Их развитие зависит от большого количества, как внешних, так и внутренних факторов, условий профессиональной деятельности.

Развитие профессиональной компетентности педагога может достигать разного уровня, который оценивается следующими показателями:

  1. Навыки использования инновационных педагогических средств в ходе реализации профессиональной деятельности. современный учитель должен владеть не только системой традиционных педагогических методов работы, но и знакомится с новыми достижениями науки и техники и находить им практическое применение для повышения качества образования.
  2. Готовность педагога к решению разнообразных профессиональных задач. Педагога не должны пугать текущие педагогические задачи и проблемы. Он должен умело оперировать своими знаниями и навыками, чтобы находить оптимальный способ их решения с минимальными ресурсными затратами.
  3. Навыки контроля своей педагогической деятельности, с соблюдением образовательных стандартов и ориентацией на выполнение социального заказа.

По данным показателям осуществляется оценка профессиональной компетентности учителя. Современный педагог должен быть всесторонне развитой гармоничной личностью, человеком, профессиональная деятельность которого носит гуманистическую направленность и непрерывно развивается и совершенствуется. Учителю необходимо непрерывно повышать уровень своей профессиональной компетентности, используя инновационные методы и средства для решения образовательных задач, творческий подход к делу и информационные ресурсы.

Этапы развития профессиональной компетентности педагога

Развитие профессиональной компетентности педагога реализуется в несколько этапов:

  1. Самоанализ педагогической деятельности. Педагог должен адекватно оценить свою деятельность, выявить ее положительные и отрицательные стороны, осознать влияние недочетов своей профессиональной деятельности на целостный образовательный процесс и его итоги. В результате данного анализа происходит осознанное понимание необходимости совершенствования своих профессиональных навыков. Педагог приходит к решению о повышении уровня своей профессиональной компетентности.
  2. Составление плана по саморазвитию. Профессиональный рост и совершенствование педагогических навыков начинается с постановки целей и задач, определение проблемных моментов и выработке путей их устранения.
  3. Самопроявление и самоанализ. Развитие профессиональной компетентности требует ее активного использования в практической педагогической деятельности. Учитель сам оценивает уровень своего развития и корректирует его недочеты.

Развитие профессиональной компетентности учителя является непрерывным и циклическим процессом. Завершение третьего этапа развития приводит к возвращению на первый этап. это обусловлено необходимостью непрерывного повышения педагогом своего профессионального мастерства, качества деятельности, расширения профессиональных горизонтов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot