Понятие профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность педагога – это совокупность личностных свойств педагога и его умений в профессиональной деятельности, которые используются им для продуктивного выполнения своих профессиональных функций.
Профессиональная компетентность отражает профессионализм педагога, т.е. его способность выполнения профессиональной педагогической деятельности, эффективной организации учебно-воспитательной работы. Она выступает составным компонентом профессионализма, без которого реализация профессиональных направлений деятельности становится невозможной.
учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Профессиональная компетентность учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональная компетентность педагога характеризует уровень его интеллектуального развития и образованности. Получение педагогом профессионального образования закладывает задатки развития профессиональной компетентности учителя. Далее, в ходе получения практического опыта, повышения квалификации, педагог совершенствует свои педагогические знания и практические навыки, что приводит к развитию его профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога включает в себя следующие компоненты:
- Теоретические знания профессионального учителя.
- Навыки применения теоретических знаний в организации педагогической деятельности, в решении конкретных педагогических задач.
- Ценностные ориентации педагога.
- Уровень интеллектуального развития педагога.
- Особенности личностного развития педагога: нравственное и эстетическое развитие педагога, его мировоззрение, восприятие мира, взгляды и убеждения.
- Уровень культурного развития педагога: развитость речи, ее выразительность, владение профессиональной речью, стиль педагогического общения, отношение к профессиональной деятельности, уважение к другим участникам образовательного процесса.
- Способность к самообучению и саморазвитию.
- Информационная компетентность. Она отражает умение педагога пользоваться и оперировать различными информационными ресурсами, применять их в педагогическом процессе, находить и анализировать информацию, необходимую для эффективной организации педагогической деятельности, решения профессиональных педагогических задач.
- Навыки коммуникативного общения. Педагог должен уметь строить диалоги и монологи, устанавливать коммуникативные связи с разными категориями граждан, слушать и слышать собеседников, устанавливать положительные партнерские отношения в профессиональных направлениях деятельности.
- Навыки самоконтроля. Чтобы профессиональная деятельность была успешной, ее необходимо контролировать. Педагог должен обладать стрессоустойчивостью, уметь сдерживать проявление своих чувств и эмоций, регулировать свои поведенческие реакции.
Рисунок 2. Профессиональная компетентность педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональная компетентность учителя позволяет ему легко решать профессиональные педагогические задачи в разных ситуациях и направлениях педагогической деятельности. От того, насколько развита профессиональная компетентность педагога зависит эффективность его профессиональной деятельности и, соответственно, результативность образовательного процесса в целом.
Уровень развития профессиональной компетентности педагога
Развитие профессиональной компетентности учителя является необходимым условием его результативной работы. В его ходе осуществляется ознакомление педагога с передовым педагогическим опытом, расширяется его кругозор, формируются и совершенствуются его профессиональные качества.
Процесс развития профессиональной компетентности педагога является непрерывным и многофакторным процессом. Педагог развивает и совершенствует свои профессиональные навыки в течение всей профессиональной карьеры. Их развитие зависит от большого количества, как внешних, так и внутренних факторов, условий профессиональной деятельности.
Развитие профессиональной компетентности педагога может достигать разного уровня, который оценивается следующими показателями:
- Навыки использования инновационных педагогических средств в ходе реализации профессиональной деятельности. современный учитель должен владеть не только системой традиционных педагогических методов работы, но и знакомится с новыми достижениями науки и техники и находить им практическое применение для повышения качества образования.
- Готовность педагога к решению разнообразных профессиональных задач. Педагога не должны пугать текущие педагогические задачи и проблемы. Он должен умело оперировать своими знаниями и навыками, чтобы находить оптимальный способ их решения с минимальными ресурсными затратами.
- Навыки контроля своей педагогической деятельности, с соблюдением образовательных стандартов и ориентацией на выполнение социального заказа.
По данным показателям осуществляется оценка профессиональной компетентности учителя. Современный педагог должен быть всесторонне развитой гармоничной личностью, человеком, профессиональная деятельность которого носит гуманистическую направленность и непрерывно развивается и совершенствуется. Учителю необходимо непрерывно повышать уровень своей профессиональной компетентности, используя инновационные методы и средства для решения образовательных задач, творческий подход к делу и информационные ресурсы.
Этапы развития профессиональной компетентности педагога
Развитие профессиональной компетентности педагога реализуется в несколько этапов:
- Самоанализ педагогической деятельности. Педагог должен адекватно оценить свою деятельность, выявить ее положительные и отрицательные стороны, осознать влияние недочетов своей профессиональной деятельности на целостный образовательный процесс и его итоги. В результате данного анализа происходит осознанное понимание необходимости совершенствования своих профессиональных навыков. Педагог приходит к решению о повышении уровня своей профессиональной компетентности.
- Составление плана по саморазвитию. Профессиональный рост и совершенствование педагогических навыков начинается с постановки целей и задач, определение проблемных моментов и выработке путей их устранения.
- Самопроявление и самоанализ. Развитие профессиональной компетентности требует ее активного использования в практической педагогической деятельности. Учитель сам оценивает уровень своего развития и корректирует его недочеты.
Развитие профессиональной компетентности учителя является непрерывным и циклическим процессом. Завершение третьего этапа развития приводит к возвращению на первый этап. это обусловлено необходимостью непрерывного повышения педагогом своего профессионального мастерства, качества деятельности, расширения профессиональных горизонтов.