Дефектолог – это специалист, который оказывает необходимую профессиональную помощь по адаптации в современном обществе детям, имеющим различные физические и психические недостатки (отклонения).
Особенности профессиональной подготовки специалиста - дефектолога
Одной из основных особенностей профессиональной деятельности специалиста – дефектолога является то, что его деятельность несколько выходит за традиционные рамки педагога и находится в тесном взаимодействии с иными видами психологической и педагогической деятельности (реабилитационной, социально-педагогической, психотерапевтической, консультативно-диагностической, коррекционной и т.д.). То есть, профессиональная деятельность дефектолога связана с разными областями деятельности, основной целью которых является оказание необходимого содействия ребенку с ограниченными возможностями.
Профессиональная подготовка дефектолога – это процесс овладения будущего специалиста необходимыми знаниями, умениями и навыками в области дефектологии.
Необходимо отметить, что профессиональная подготовка по своему содержанию не совпадает с содержанием профессионального опыта. Профессиональный опыт он несколько шире, формируется на протяжении всей практической деятельности дефектолога, а его основой выступает профессиональная подготовка.
Целью профессиональной подготовки дефектолога является овладение им всем комплексом профессиональных компетенций.
Совокупность профессиональных компетенций дефектолога включает в себя наличие следующих видов профессиональной деятельности:
- преподавательская;
- конструктивно-организаторская;
- диагностико-аналитическая;
- консультативная;
- проективная;
- гностическая;
- психопрофилактическая;
- коррекционно-развивающая;
- просветительская;
- научно-исследовательская;
- воспитательная;
- координаторская.
Профессиональные компетенции специалиста - дефектолога
Специалист-дефектолог, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- Уметь организовывать и проводить педагогическое обследование ребенка, с целью выявления особенностей его развития, установления его достижений в обучении и имеющихся отклонений.
- Владеть разнообразными методами дифференциальной диагностики, направленной на определение типа нарушения у ребенка (дефектолог не имеет права ставить психологический и клинический диагноз, только выявлять тип нарушения).
- Уметь проводить педагогические консультации разной тематики для детей с нарушениями, а также для их родителей, педагогов. Основная тематика консультаций проблемы в воспитании, обучении, жизненном и профессиональном самоопределении детей.
- Владеть способами и приемами трансформации и адаптации дидактического и учебного материла и воспитательно-образовательных условий в соответствии с потребностями и возможностями учащихся, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии. А также умение создавать, поддерживать и эффективно использовать окружающую воспитательно-образовательную и развивающую среду учебного заведения.
- Владеть различными методиками и технологиями воспитания, обучения и развития детей, имеющих особые образовательные потребности в разнообразных организационных формах специально организованного образовательного процесса.
- Обладать навыками по созданию необходимой психологически и эмоционально комфортной среды.
- Знать методы, средства и приемы по коррекции отрицательных привычек, которые наносят ущерб здоровью ребенка.
- Знать методы, средства по защите детей от неблагоприятного воздействия социальной среды.
- Владеть разнообразными способами по оказанию психологической помощи в чрезвычайных и опасных ситуациях техногенного, природного и социального происхождения.
- Иметь организаторские умения по взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей, имеющими отклонения и нарушения в развитии, с целью повышения их психологической и педагогической культуры.
Особенности профессиональной деятельности специалиста -дефектолога
Все профессиональные компетенции являются общими для дефектологической специальности. В зависимости от направления профессиональной деятельности дефектолога они дополняются специфическими компетенциями. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности каждый дефектолог обогащает свои компетенции уникальным и неповторимым индивидуальным опытом, который подвергается осмыслению и анализу на протяжении всей работы дефектолога.
Специалисты-дефектологи осуществляют свою профессиональную деятельность в следующих учреждениях:
- Специальные образовательные учреждения (дошкольные, школьные, профессиональные и т.д.).
- Психолого-медико-социальные, реабилитационные и консультативно-педагогические центры.
- Психолого-медико-социальные консультации.
- Логопедические пункты.
- Образовательные учреждения общего назначения, расположенные в школах-интернатах, детских домах, целью осуществления коррекционно-педагогической деятельности.
- Осуществление надомного и индивидуального коррекционного обучения детей с отклонениями и нарушениями в развитии.
Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.