Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профессиограмма как модель личности учителя

Определение 1

Профессиограмма — это система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

Что такое профессиограмма

Для профессии педагога важными являются как личностные качества, так и профессиональные. Среди важных профессиональных педагогических качеств в первую очередь выделяют:

Однако ни какая педагогическая деятельность не может быть полноценной без любви к детям и желания с ними работать. Но педагогу мало просто любить детей, он должен обладать набором определенных качеств. Список, в котором отражены обязательные качества педагога называется профессиограмма. Первые такие профессиограммы появились в 1920 -1930-ых годах. В то время они содержали следующие требования:

  • хорошее здоровье
  • уравновешенность
  • волевой характер
  • инициативность
  • организаторские навыки
  • владение своим предметом
  • желание расширять свои знания
  • политическая осведомлённость
  • знание педагогики и методики преподавания
  • умение взаимодействовать с людьми
  • активная жизненная позиция
  • понимание целей и задач своей работы
  • умение вести просветительскую работу
  • правильное поведение
Замечание 1

Исходя из вышенаписанного, понятию «профессиограмма учителя» можно дать следующее определение - это список требований к личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям педагога.

В первую очередь, для того чтобы должным образом выполнять свою работу преподаватель должен держать себя в хорошей физической форме и наблюдать за своим здоровьем. Преподавателю, если он хочет стать настоящим мастером своего дела, следует развивать свои коммуникативные, эстетические, творческие и организаторские способности. Для учителя важно уметь работать в команде, налаживать контакты с людями, развиваться в различных сферах. Личность учителя предполагает наличие ряда особенных свойств, например, наблюдательности, терпимости, выдержки, чувства юмора, доброты, организованности, ответственности, общительности, эмпатии.

«Профессиограмма как модель личности учителя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Классификации требований к личностным и профессиональным качествам педагога

В связи с вышесказанным, остро встает вопрос об изучении личности студента с точки зрения наличия у него знаний, умений и навыков, которыми в идеале должен обладать педагог. В данном случае профессиограмма является способом определения качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Это означает, что при помощи профессиограммы можно создать проект развития личности студента и его профессиональных качеств, этот способ помогает студенту стремиться к самосовершенствованию, улучшать свои профессиональные качества.

Вопрос о том какими качествами должен обладать идеальный педагог волновал ученых ещё с самого начала развития педагогической науки, составлением требований к педагогу занимались разные ученые. В частности, известны педагога Я.А. Коменский составил свой список требований, которыми должен обладать настоящий педагог. Каменский считал, что преподаватель сам долен быть таким же каким он хочет видеть своих учеников, преподаватель должен обладать мастерством для того, чтобы сделать своих учеников похожими на себя, настоящий педагог должен испытывать непреодолимое желание делиться своими опытом и знаниями.

Следует отметь что разные исследователи имеют разное представление о том, с какой позиции следует изучать ключевые качества педагога.

Н.В. Кузьмина подразделяла структуру деятельности педагога на пять компонентов:

  • гностический
  • проектировочный
  • конструктивный
  • организаторский
  • коммуникативный

По мнению других ученых, А.И. Щербатова и Н.А. Рыкова преподаватель является носителем следующих главных функций:

  • информационной (учитель передает информацию);
  • развивающей (развивает мышление, воображение, умения, навыки речь и т.д.);
  • ориентирующей (ориентирует в информационном пространстве);
  • мобилизационной (мобилизует на выполнение задач);
  • конструирующей (конструирует программу, ход урока, самостоятельные задания и весь процесс обучения в целом)
  • коммуникативной (общается с детьми, родителями, коллегами, администрацией);
  • организационной (организует учащихся, самого себя, организует занятия);
  • исследовательской (исследует личность, коллектив).

В.А. Крутецкий считал, что качества педагога следует рассматривать с позиций:

  • мировоззрения личности
  • отношения к преподавательской работе
  • общепедагогических способностей
  • профессиональных знаний, умений и навыков

Говоря о мировоззрении педагога следует отметить, что оно должно в обязательном порядке иметь гуманистическое начало. Сам педагог должен иметь высокие морально-нравственные качества, четко осознавать, что такое хорошо и что такое плохо, только в этом случае он сможет передать правильные убеждения своим ученикам. Для преподавателя важно быть самому высокообразованны, культурным человеком, любить детей и всех людей в целом.

Педагог должен положительно относится к той деятельности которой он занимается. Человек должен любить свою работу, стараться внести в нее положительный вклад. В том случае если преподаватель равнодушно относится к своей деятельности, его нельзя назвать хорошим учителем. Дети очень чувствительны в этом вопросе, они легко распознают того учителя, который не заинтересован в своей деятельности.

Под педагогическими способностями педагога следует понимать общность индивидуальных и психологических черт и профессиональных качеств, которые относятся к педагогической деятельности, благодаря этим способностям преподаватель достигает высоких результатов в своей деятельности, именно эти предпосылку определяют педагогический успех.

Под профессиональными знаниями, умениями и навыками понимают осведомлённость учителя в отношении дисциплины, которую он преподаёт.

Если внимательно проанализировать приведенные выше классификации, то можно сделать вывод относительно того, что педагогическая деятельность связана с определёнными умениями. Главными педагогическими умениями, благодаря которым происходит успешная реализация учебного процесса являются:

  • ориентационные умения
  • академические умения
  • персептивные умения
  • организационные умения
  • коммуникативные умения
  • дидактические умения
  • конструктивные умения
  • исследовательские умения и др.

Профессиограмма выпускника педагогического колледжа

Согласно исследованиям профессиограмма выпускника педагогического колледжа должна включать в себя следующие позиции, см. таблицу 1

Профессиограмма выпускника педагогического колледжа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Профессиограмма выпускника педагогического колледжа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Подобная профессиограмма может быть использована студентом для собственного контроля во время производственной практики.

Основные функции педагога

Современная педагогика выделяет следующие основные функции педагога:

  • организационную (выполняет организацию детского коллектива как во время учебного процесса, так и в период внеклассных занятий);
  • воспитательную (с помощью разных подходов, методик осуществляет воспитанную деятельность в отношении детей, формирует и развивает различные важные личностные качества, которые должны быть у гармонично развитого человека);
  • стимулирующую (стимулирует детей на познавательную, учебную, творческую деятельность.);
  • координационную (координирует работу детского коллектива, других учителей, при необходимости родителей во время воспитательного и учебного процессов);
  • работа с документами (заполнение классного журнала, дневников, составление характеристик, отчётности).
Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot