Понятие ФГОС
Государственный стандарт образования (ФГОС) – это те нормы и требования, которыми определяются обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовленности выпускников, а также основные требования к обеспечению образовательной деятельности.
Новые стандарты требуют усиления мотивации ребенка к познанию окружающего мира, демонстрации ему, что школьные занятия – это не просто процесс получения отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее использования в реальной жизни.
У любого урока есть огромный потенциал для решения задач, которые ставит общество. Зачастую эти задачи решаются теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Урок для учителя и учеников интересен только в том случае, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Актуальность урока предполагает важность и существенность для настоящего времени. Поэтому современный урок обязательно закладывает основу для будущего.
Ключевые положения ФГОС основного общего образования необходимо обязательно учитывать в процессе проектирования урока в условиях реализации новых стандартов.
Главное из них, это системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования видит целью образования – развитие личности ученика на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения – это не только усвоение системы знаний, умений и навыков, но и процесс личностного развития, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Реализацией системно-деятельностного подхода предполагается:
- изменение целей образования;
- переход от изолированного изучения учениками системы научных понятий, которые представляют содержание учебного предмета, а также включение этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание результатам образования личностной и социальной значимости;
- целенаправленное создание условий, необходимых для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельно продвигать обучающихся в изучаемой области;
- признание решающей роли учебного сотрудничества в процессе достижения целей обучения.
Еще одна ключевая особенность ФГОС – требования к результатам освоения основной образовательной программы, заключающиеся в становлении целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основании развития универсальных учебных действий (они могут быть личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными).
Методические принципы проведения современного урока
Современный урок – это ограниченный во времени период ежедневной жизни учителя и ученика, наполненный напряженным трудом и творческим поиском, рутинной работой и радостью от достижения успеха.
Урок представляет целостную, логически законченную часть образовательного пространства, ограниченную определенными временными рамками, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы и организационные моменты.
К методическим принципам современного урока относят:
- субъективизацию, когда ученика рассматривают не как объект обучения, а в качестве равноправного с учителем участника образовательной деятельности;
- метапредметность, предусматривающую формирование и развитие универсальных способностей учеников;
- деятельностный подход - знания не преподносят детям в готовом виде, а помогают добыть их в ходе поисковой и исследовательской деятельности;
- коммуникативность – взаимодействие на уроке через обмен нужной информацией;
- рефлексивность – ученики попадают в ситуацию, когда они должны проанализировать собственную деятельность в процессе урока;
- импровизационность – учителю необходимо быть готовым к изменениям и коррекции урока в процессе его проведения.
Основными отличиями инновационного урока от традиционного являются следующие черты:
- мобилизующий этап – включает проверку домашнего задания, а также предугадывание того, что предстоит ученикам сделать на уроке. самоопределение учащихся;
- осознание учащимися имеющегося у них объема знания;
- закрепление нового изученного материала;
- рефлексия.
Современный урок – это хорошо организованный урок в хорошо укомплектованном кабинете с хорошим началом и окончанием. Учителю необходимо планировать собственную деятельность и деятельность учеников, четко формулировать цель, задачи и тему урока.
Современный урок характеризуют следующие аспекты:
- уроки должны быть проблемными и развивающими, то есть учитель должен быть нацелен на сотрудничество с учащимися и уметь направлять учащихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учеников;
- вывод формулируют сами ученики;
- минимальная репродукция и максимальное творчество и сотворчество;
- центр внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учеников, который учитывает также профиль класса, стремления и настроение учеников;
- умение учителя демонстрировать свое методическое искусство;
- планирование обратной связи.
К основным принципам педагогической техники на уроках относят:
- свободу выбора – ученик в любом обучающем или управляющем действии получает право выбора;
- открытость – знания нужно не просто давать, но и демонстрировать их границы, сталкивать учащегося с проблемами, решение которых можно найти за пределами изучаемого курса;
- деятельность – ученики усваивают знания, умения и навыки в основном в формате деятельности, ученики должны уметь пользоваться своими знаниями;
- идеальность – высокий КПД, то есть максимальное использование возможностей, знаний и интересов самих учеников;
- обратная связь – регулярный контроль процесса обучения посредством развитой системы приемов обратной связи.
Основные типы уроков
Выделяют несколько типов уроков в соответствии с ФГОС:
- Изучение нового – это традиционный комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный или трудовой практикум. Цель – изучить и первично закрепить новые знания.
- Урок закрепления знаний – в формате практикума, экскурсии, лабораторной работы, консультации или собеседования. Цель – выработать умения по применению знаний.
- Комплексное применение знаний – практикумы, лабораторные работы, семинары и пр. Цель – выработать умение самостоятельного применения знаний в комплексе и в новых условиях.
- Обобщение и систематизация знаний – семинары, конференции, круглые столы и пр. Цель – обобщить единичные знания в систему.
- Контроль, оценка и коррекция знаний – контрольный работы, зачеты, коллоквиумы, смотры знаний и пр. Цель – определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Обновляющаяся школа требует новых методов обучения, которые бы решали задачи:
- формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции учеников в учении;
- развития общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
- формирования не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их использования в практической деятельности;
- приоритетной направленности на развитие познавательных интересов учащихся;
- реализации принципа связи обучения и жизни.