Сущность процесса обучения
Под обучением в современной педагогике понимают процесс передачи информации, который ведет к формированию знаний, навыков и умений. Этот процесс носит длительный характер, с течением времени он изменяется, модернизируется, отвечает новым запросам общества. Отсюда вытекает основная цель процесса обучения, которая состоит в подкреплении общественного прогресса.
Для того чтобы реализовать эту цель обучение выполняет несколько важных задач:
- передает общественный и культурный опыт в виде знаний, навыков и умений,
- формирует личность, которая способна к усвоению этого социокультурного опыта, а с другой стороны готова к дальнейшему более глубокому изучению окружающей действительности.
Процесс обучения реализовывает три основные функции:
- образовательную (передача и усвоение знаний умений и навыков, умение применить их в практической деятельности)
- воспитательную (формирование ценностей, личностных качеств, мотивации для успешного обучения)
- развивающую (все стороны развитие личности с эмоциональной, психологической, интеллектуальной точки зрения)
Что такое дидактика
Под термином «дидактика» подразумевают отрасль педагогической науки, которая занимается разработкой научных основ обучения. Так же в современной педагогике используют понятие «теория обучения». В основу дидактики положено выявление закономерностей процесса обучения. В дальнейшем осознание этих закономерностей помогает в успешном достижении основных образовательных задач.
Сегодня педагогика официально признаёт три группы научных представлений касаемо закономерностей процесса обучения:
- обучение – есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка, У. Джеймс).
- обучение следует за развитием (В. Штерн, Ж. Пиаже).
- обучение идет впереди развития (Л.С. Выготский, Дж. Брунер)
Основными категориями дидактики являются:
- учение
- обучение
- образование
- знания
- умения
- навыки
- цель
- содержание обучения
- организация
- форма
- метод
- средства
- результат
В сферу изучения дидактики входит не только изучение закономерностей процесса обучения, но и выявление противоречий в этом процессе.
Классификация противоречий в процессе обучения
Процесс обучения представляет собой процесс, который постоянно движется, развивается и видоизменяется. В процессе его реализации происходит возникновение и борьба противоречий, что приводит к формированию неких выводов, закономерностей.
Педагог всегда должен иметь в виду, что процесс обучения не сводится к примитивному усвоению учащимися уже готовых знаний, которые им предоставляет педагог.
Существует две основные группы педагогических противоречий процесса обучения:
- внутренние
- внешний
Внешние противоречия возникают по причине стабильно повышающихся требований социума к процессу обучения.
Внутренние противоречия - это разногласия, которые присутствуют внутри самого процесса обучения.
Основными внутренними противоречиями процесса обучения являются:
- противоречия между объемом знаний всего человечества и объемом знаний, который может усвоить ученик
- противоречия между практическими задачами и способностями ученика
- противоречия между учебными задачами и уровнем развития ученика
- противоречия между наукой и школьной дисциплиной
Не каждое противоречие может рассматриваться в рамках дидактики. Научное противоречие должно удовлетворять ряд требований. Во-первых, главным является не трудность преодоления этих противоречий, а система противоречий, которая взаимодействует с условиями, способствующие преодолению их учащимися. Во-вторых, противоречия в процессе обучения должны носить содержательный характер, они должны быть осмыслены учащимися, учащиеся должны понимать, что эти противоречия необходимо разрешить. В-третьих, противоречие должно соответствовать потенциалу учеников. В-четвертых, противоречия должны быть логичными.
Противоречия между объемом знаний человечества и объемом знаний, который может усвоить ученик
Одним из главных и актуальных противоречий процесса обучения является противоречие относительно объема знаний всей человеческой цивилизации и объёма знаний, который может усвоить учащийся. Опыт, который человечество приобрело за всю своею историю развития непомерно богат и велик и один человек никогда не сможет овладеть им полностью. В связи с эти м в процессе обучения необходимо применять только ту информация, которая удовлетворяет требования индивида и социума. Осваивая информацию, учащиеся так же должен освоить основные методы познаний, например, такими как синтез, анализ, моделирование и так далее. Это необходимо для того чтобы в дальнейшем человек мог заниматься самообразованием и формировать свои знания самостоятельно.
Противоречия межу практическими задачами и способностями ученика
Обычно получается так что в начале своего обучения учащийся мало что знает о предмете своего изучения. На данной стадии главная задача педагога заключатся в пробуждении интереса у учащегося. К счастью на сегодняшний день мы имеет большое количество дополнительных источников информации, они помогают учителю в процессе пробуждения интереса у ученика.
Противоречия между учебными задачами и уровнем развития ученик
Постепенно по мере основания учащимся материала уровень сложности заданий и упражнений начинает повышаться. Ученик должен сам уметь правильно оценивать свои собственные возможности. В том случае если задание является для ученика сложным вероятно, что он не справится с ним должным образом. Если ученик не справляется с поставленными задачами, это может привести к угасанию интереса и мотивации. Но с другой стороны задания и упражнения не должны быть слишком простыми, так как в этом случае ученик перестает развиваться, новые знания, навыки и умения не формируются.
Противоречия между наукой и школьной дисциплиной
В современной педагогической науке существует такое противоречие процесса обучения как несоответствие информации, которую предполагает вся наука с тем объемом информации, который вмешает школьный предмет. Поэтому педагог не всегда может предоставить, а учащийся усвоить более глубокую информацию относительно предмета.
Выше были приведены далеко не все возможные противоречия процесса обучения. Со многими противоречиями, которые необходимо разрешить, учитель сталкивается в ходе совей педагогической деятельности.