Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Противоречия процесса обучения

Сущность процесса обучения

Замечание 1

Под обучением в современной педагогике понимают процесс передачи информации, который ведет к формированию знаний, навыков и умений. Этот процесс носит длительный характер, с течением времени он изменяется, модернизируется, отвечает новым запросам общества. Отсюда вытекает основная цель процесса обучения, которая состоит в подкреплении общественного прогресса.

Для того чтобы реализовать эту цель обучение выполняет несколько важных задач:

  • передает общественный и культурный опыт в виде знаний, навыков и умений,
  • формирует личность, которая способна к усвоению этого социокультурного опыта, а с другой стороны готова к дальнейшему более глубокому изучению окружающей действительности.

Процесс обучения реализовывает три основные функции:

  • образовательную (передача и усвоение знаний умений и навыков, умение применить их в практической деятельности)
  • воспитательную (формирование ценностей, личностных качеств, мотивации для успешного обучения)
  • развивающую (все стороны развитие личности с эмоциональной, психологической, интеллектуальной точки зрения)

Что такое дидактика

Под термином «дидактика» подразумевают отрасль педагогической науки, которая занимается разработкой научных основ обучения. Так же в современной педагогике используют понятие «теория обучения». В основу дидактики положено выявление закономерностей процесса обучения. В дальнейшем осознание этих закономерностей помогает в успешном достижении основных образовательных задач.

Сегодня педагогика официально признаёт три группы научных представлений касаемо закономерностей процесса обучения:

  • обучение – есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка, У. Джеймс).
  • обучение следует за развитием (В. Штерн, Ж. Пиаже).
  • обучение идет впереди развития (Л.С. Выготский, Дж. Брунер)
«Противоречия процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными категориями дидактики являются:

  • учение
  • обучение
  • образование
  • знания
  • умения
  • навыки
  • цель
  • содержание обучения
  • организация
  • форма
  • метод
  • средства
  • результат

В сферу изучения дидактики входит не только изучение закономерностей процесса обучения, но и выявление противоречий в этом процессе.

Классификация противоречий в процессе обучения

Процесс обучения представляет собой процесс, который постоянно движется, развивается и видоизменяется. В процессе его реализации происходит возникновение и борьба противоречий, что приводит к формированию неких выводов, закономерностей.

Педагог всегда должен иметь в виду, что процесс обучения не сводится к примитивному усвоению учащимися уже готовых знаний, которые им предоставляет педагог.

Существует две основные группы педагогических противоречий процесса обучения:

  • внутренние
  • внешний

Внешние противоречия возникают по причине стабильно повышающихся требований социума к процессу обучения.

Внутренние противоречия - это разногласия, которые присутствуют внутри самого процесса обучения.

Основными внутренними противоречиями процесса обучения являются:

  • противоречия между объемом знаний всего человечества и объемом знаний, который может усвоить ученик
  • противоречия между практическими задачами и способностями ученика
  • противоречия между учебными задачами и уровнем развития ученика
  • противоречия между наукой и школьной дисциплиной

Не каждое противоречие может рассматриваться в рамках дидактики. Научное противоречие должно удовлетворять ряд требований. Во-первых, главным является не трудность преодоления этих противоречий, а система противоречий, которая взаимодействует с условиями, способствующие преодолению их учащимися. Во-вторых, противоречия в процессе обучения должны носить содержательный характер, они должны быть осмыслены учащимися, учащиеся должны понимать, что эти противоречия необходимо разрешить. В-третьих, противоречие должно соответствовать потенциалу учеников. В-четвертых, противоречия должны быть логичными.

Противоречия между объемом знаний человечества и объемом знаний, который может усвоить ученик

Одним из главных и актуальных противоречий процесса обучения является противоречие относительно объема знаний всей человеческой цивилизации и объёма знаний, который может усвоить учащийся. Опыт, который человечество приобрело за всю своею историю развития непомерно богат и велик и один человек никогда не сможет овладеть им полностью. В связи с эти м в процессе обучения необходимо применять только ту информация, которая удовлетворяет требования индивида и социума. Осваивая информацию, учащиеся так же должен освоить основные методы познаний, например, такими как синтез, анализ, моделирование и так далее. Это необходимо для того чтобы в дальнейшем человек мог заниматься самообразованием и формировать свои знания самостоятельно.

Противоречия межу практическими задачами и способностями ученика

Обычно получается так что в начале своего обучения учащийся мало что знает о предмете своего изучения. На данной стадии главная задача педагога заключатся в пробуждении интереса у учащегося. К счастью на сегодняшний день мы имеет большое количество дополнительных источников информации, они помогают учителю в процессе пробуждения интереса у ученика.

Противоречия между учебными задачами и уровнем развития ученик

Постепенно по мере основания учащимся материала уровень сложности заданий и упражнений начинает повышаться. Ученик должен сам уметь правильно оценивать свои собственные возможности. В том случае если задание является для ученика сложным вероятно, что он не справится с ним должным образом. Если ученик не справляется с поставленными задачами, это может привести к угасанию интереса и мотивации. Но с другой стороны задания и упражнения не должны быть слишком простыми, так как в этом случае ученик перестает развиваться, новые знания, навыки и умения не формируются.

Противоречия между наукой и школьной дисциплиной

В современной педагогической науке существует такое противоречие процесса обучения как несоответствие информации, которую предполагает вся наука с тем объемом информации, который вмешает школьный предмет. Поэтому педагог не всегда может предоставить, а учащийся усвоить более глубокую информацию относительно предмета.

Выше были приведены далеко не все возможные противоречия процесса обучения. Со многими противоречиями, которые необходимо разрешить, учитель сталкивается в ходе совей педагогической деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot