Цели и функции обучения
Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.
Основными функциями процесса обучения являются:
- Воспитательная
- Образовательная
- Развивающая
Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.
Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.
Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.
Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.
Основными целями процесса обучения является:
- Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
- Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
- Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
- Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
- Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
- Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.
Противоречия процесса обучения
Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.
По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.
Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.
В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:
Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:
- между практическим и теоретическим
- между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
- между развитостью и воспитанностью учащихся
- между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.
Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:
- в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
- противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
- противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
- возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.
Специфика процесса обучения
Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.
Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:
- Состав учащихся (класса, группы)
- Особенность методической работы педагога
- Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
- Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.
Принято выделять следующую логику процесса обучения:
- Подача информации для осознанного усвоения учащимися
- Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
- Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях
Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.
Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:
- Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
- Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
- Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
- Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения
Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.