Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности процесса обучения

Цели и функции обучения

Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.

Основными функциями процесса обучения являются:

  1. Воспитательная
  2. Образовательная
  3. Развивающая

Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.

Замечание 1

Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.

Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.

Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.

Основными целями процесса обучения является:

  1. Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
  2. Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
  3. Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
  4. Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
  5. Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
  6. Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.
«Особенности процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Противоречия процесса обучения

Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.

По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.

Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.

В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:

  1. Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:

    • между практическим и теоретическим
    • между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
    • между развитостью и воспитанностью учащихся
    • между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
  2. Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.

    Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:

    • в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
    • противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
    • противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
    • возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.

Специфика процесса обучения

Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.

Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:

  • Состав учащихся (класса, группы)
  • Особенность методической работы педагога
  • Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
  • Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.

Принято выделять следующую логику процесса обучения:

  • Подача информации для осознанного усвоения учащимися
  • Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
  • Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях

Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.

Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:

  1. Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
  2. Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
  3. Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
  4. Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения

Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot