Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности развития воображения в процессе обучения

Определение 1

Воображение — это особенная форма человеческой психики, которая стоит особняком от остальных психических процессов. Наряду с этим оно занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.

Понятие воображения и его функции

Специфика воображения заключается в том, что оно присуще только человеку. Этот феномен является самым «психическим» из всех психических состояний и процессов. Все это значит, что ни в чем другом, кроме воображения, не способен проявляться идеальный и загадочный характер психики.

Исследователи предполагают, что именно воображение, включая желание его понять и объяснить, привлекало внимание к психическим явлениям в древние времена. Оно же поддерживает и продолжает стимулировать его сегодня.

Определение 2

Воображение — это способность сознания преднамеренно либо спонтанно создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

В случае, когда воображение рисует в сознании такие картины, которым ничто (мало что) соответствует в действительности, его продукт называется фантазии. Если, помимо прочего, воображение концентрируется на будущем, то его называют мечтой.

Воображение играет стимулирующую роль в деятельности человека. С его помощью создается образ мечты как побудительная причина, заставляющая человека предпринимать действия, доводить до конца определенную работу.

Важная роль воображения в качестве психического процесса состоит в возможности представить результат труда до его начала. Человек может представлять не только конечный продукт труда, но и промежуточный продукт (например, детали для последовательного изготовления).

Воображение ориентирует при осуществлении деятельности, создавая психическую модель и способствуя предметному воплощению конечного или промежуточного продукта. В рамках обучения воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно дает возможность предвидеть будущее.

«Психологические особенности развития воображения в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Широко распространенным считается представление о том, что в детском возрасте воображение более развито, чем у взрослых. Это положение имеет за собой только основание о том, что начало развития воображения будет раньше, чем отвлеченного мышления. При этом его удельный вес в детстве больше, чем в последующем.

Замечание 1

В первые школьные годы ведущая деятельность ребенка представлена игрой, которая характеризуется бурным развитием процессов воображения. В качестве ее необходимого элемента выступает воображаемая ситуация, которая вводится в сюжет с помощью слов «как будто».

Образ фантазии в пределах воображения выступает в качестве программы игровой деятельности. Например, представляя себя космонавтом, ребенок выстраивает с этим свое поведение и поведение сверстников, которые с ним играют.

При обучении в дошкольном возрасте фантазия выступает важнейшим условием для усвоения общественного опыта. В сознании детей происходит утверждение правильных, адекватных представлений об окружающем, при этом они пропускаются через призму воображения. Многочисленные психологические данные отражают то, что фантастический образ для ребенка — это средство познания и усвоения общественного опыта.

Роль воображения в обучении

Воображение представляет собой процесс преобразования новых образов, которые имеются в памяти. У детей воображение начинает формироваться в процессе игры. Оно не отделяется от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Дети живут в фантастическом мире большее время, чем в реальном. Для них характерны следующие признаки:

  • Искажение реального опыта,
  • Использование преувеличений,
  • Охота к сказкам и фантастическим рассказам и др.

Воображение в процессе обучения преобразует образ в наглядном плане. Оно может стать видом деятельности, формирующим новые понятия и способствующим переходу от чувственного к рациональному (переход от представления к понятию).

Замечание 2

Воображение начинается с накопления опыта. Чем он богаче, тем при равных условиях будет богаче воображение. Педагогический вывод состоит в необходимости расширения опыты ребёнка для формирования прочной основы его творческой деятельности.

Таким образом, чем больше человек видел, слышал и пережил, чем больше он знал и смог усвоить, чем большим количеством элементов действительности он располагает в собственном опыте, тем более значительной и продуктивной будет работа его воображения.

Дети могут вообразить себе гораздо меньше, чем взрослые люди, при этом ребенок в больше мере доверяет продуктам своего воображения и в меньшей степени подвергает их контролю.

Развитие воображения в процессе обучения

Ценность человека как личности в большей мере зависит от того, какие виды воображения являются преобладающими в ее структуре. Если у школьника творческое воображение, реализация которого происходит в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это отражает высокий уровень развития личности.

Важные направления работы педагога в области развития воображения включают:

  • Поощрение склонности школьников к фантазированию,
  • Поощрение любви к сказкам (особенно актуально для начального этапа обучения),
  • Умение полностью дифференцировать воображаемые и реальные ситуации.

С позиции развития очень важно, чтобы учитель не подавлял интуицию учеников. Часто можно столкнуться с педагогическими ситуациями, когда ученик, высказывающий догадку или предположение, получил порицание от учителя за отсутствие логического обоснования.

Педагоги должны использовать более широко методы обучения, стимулирующие установку на самостоятельное открытие новых знаний, усиливая веру школьников в их способность к открытиям. При проведении обучающих мероприятий желательно максимально опираться на положительные эмоции, включающие удивление, радость, симпатию, переживание успеха и др. Негативные эмоции способны подавлять проявления воображения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot