Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внедрение ТРИЗ технологий в учебный процесс колледжа

Сущность ТРИЗ-технологии

Определение 1

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это наука, изучающая развитие эффективного мышления в любой сфере творчества.

Главное отличие мышления по ТРИЗ от любого другого типа мышления – это возможность сознательно управлять процессом мышления, то есть мышление по определенным алгоритмам, законам и правилам.

Если человек научится управлять разумом, то он сможет управлять и своей жизнью. Цели ТРИЗ как педагогической технологии следующие:

  • развить у ребенка естественную потребность познавать окружающий мир, заложенную природой;
  • сформировать системное диалектическое мышление, то есть сильное мышление, базирующееся на законах развития;
  • сформировать навыки самостоятельного поиска и получения необходимой информации;
  • сформировать навыки работы с информацией, которую ребенок получает из окружающего мира стихийно или как результат целенаправленного обучения;
  • воспитать определенные качества личности;
  • развить воображение, фантазию и творческие способности.

Идеологическая основа непосредственно связана с диалектическими взглядами, то есть эволюцией образовательной системы, происходящей в соответствии с объективными законами развития систем. Компоненты осознанных и управляемых технологий мышления могут формироваться в результате специально организуемой учебной деятельности.

Содержание технологии состоит из:

  • методологии формирования осознанных и управляемых технологий мыслительной деятельности;
  • процесса поисковой, изобретательской и творческой деятельности.

Основной формой обучения выступает учебный диалог на основании субъект-субъектных отношений. Так как при обучении приемам ТРИЗ необходима активная позиция учителя и учащихся, то основой взаимодействия между ними выступает педагогика сотрудничества.

Использование ТРИЗ-технологий в учебной деятельности предполагает формирование у учеников следующих знаний и умений:

  • системного и ассоциативно-образного мышления;
  • применение знаний о системах, их свойствах и функциях с целью описать различные объекты;
  • использование знаний о свойствах и функциях систем, чтобы решать простые изобретательские задачи;
  • устанавливать взаимосвязь различных систем;
  • выявлять разнообразные свойства систем в разных взаимодействиях и надсистемах;
  • прогнозировать изменения систем во времени;
  • определить, что и как можно узнать о системе;
  • работать с разными типами информации;
  • развивать воображение;
  • использовать различные методы сочинения сказок;
  • применять приемы фантазирования, чтобы решать простые изобретательские задачи.
«Внедрение ТРИЗ технологий в учебный процесс колледжа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы и механизмы ТРИЗ-технологии

Известен ряд принципов, на которых базируется рассмотренная технология, в них отражены ее сильные стороны:

  • принцип преодоления психологической инерции. Данный принцип свидетельствует о применении средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психологической инерции дают возможность избавиться от стереотипного мышления, устоявшихся взглядов и привычных путей мышления в определенной обстановке. Известен ряд психологических операторов эвристического типа;
  • принцип конкретности – говорит о том, что каждый класс систем, а также отдельные представители внутри данного класса, обладают конкретными особенностями, которые облегчают или затрудняют изменение рассматриваемой системы. Такие особенности определяются внутренними ресурсами, то есть теми, на которых основана система, или внешними – теми, в которой сама система пребывает. Сильными решениями считают те, которые учитывают конкретные особенности конкретной системы, а также индивидуальные особенности, которые связаны с личностью конкретного человека, решающего рассматриваемую проблему;
  • принцип бесконечного совершенствования личности и неограниченности ее возможностей, а также непрерывности процессов образования и развития. Данный принцип помогает расширять грани собственного воображения, открываться чему-то новому и иногда невозможному, применяя нестандартные решения и фантазирование;
  • принцип разностороннего подхода. Данный принцип проявил свою особую эффективность при работе с подростками, когда выяснилось, что раскрытие содержания понятия возможно с нескольких мировоззренческих аспектов, включая бытовой, научный, художественный, религиозный, философский и мистический;
  • принцип идеальности – решая проблемы следует ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата 10 идеальных свойств и черт. Так как, когда будут найдены все критерии идеальности, будет создана положительная во всех аспектах модель принимаемого решения в условиях, которые удовлетворяют все стороны. То есть данный принцип может называться принципом добра;
  • принцип двусторонности. ТРИЗ говорит о том, что отсутствует такой вред, который не может быть обращен в пользу хотя бы частично, и наоборот, отсутствует польза, которая не несла бы в себе никакого вреда;
  • принцип «Сам». Учащийся лучше осознает и запомнит тот материал, который самостоятельно открыл, догадался или создал. Творчество – та деятельность, которая предполагает создание чего-то самостоятельно. Все учащиеся, так или иначе, стремятся к самостоятельности, не нужно им препятствовать. Это один из ведущих принципов развивающей педагогики;
  • принцип объективности законов развития систем – строения и процессы функционирования и смены поколений систем подчинены ряду объективных законов. Сильные решения – соответствуют объективным законам, закономерностям, явлениям и эффектам.

В ТРИЗ используются следующие механизмы:

  • преобразование проблемы в образ будущего решения;
  • преобразование одной ситуации или модели в другую;
  • разрешение возникших задач и противоречий;
  • законы и закономерности развития;
  • творческое мышление;
  • развитие человека, общества и цивилизации.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot