Процесс обучения – это целенаправленная активная познавательная деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его руководством, направленная по получение знаний, умений и навыков, формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала ребенка.
Понятие процесса обучения, его цели и функции
В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:
- Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
- Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
- Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.
Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.
Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.
Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.
Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:
- целенаправленный
- целостный
- двусторонний
- подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
- обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
- имеющий организацию и управление данным процессом.
Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.
Задачи и функции процесса обучения
Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:
- Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
- Формирование у учащихся познавательных потребностей.
- Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
- Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
- Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.
Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:
Воспитательная функция:
- усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
- обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
- формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
- расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
Развивающая функция:
развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п. развитие воображения; развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.; умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.; развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей; развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей; развитие сенсорной и двигательной сфер.
Воспитывающая функция:
- осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
- формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
- воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
- формирование положительной мотивации на обучение;
- формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
- оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.
Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.
Принципы процесса обучения
Эффективность процесса обучения во многом зависит правильности его организации педагогом. Важно при планировании и проведении процесса обучения опираться на следующие дидактические принципы обучения:
- Принцип посильности обучения – процесс обучения должен быть посильным для учащихся, при этом не сильно легким, но и не чрезмерно сложным.
- Развивающий принцип. Обучение должно нести в себе развивающий потенциал, формировать у детей активность, инициативность, самостоятельность.
- Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип является одним из наиболее главных, обеспечивающих успешность обучения, подразумевает то, что процесс обучения осуществляется последовательно и постепенно в соответствии с установленным планом (программой, расписанием и т.п.).
- Принцип природосообраности. Согласно данному принципу обучение осуществляется в соответствии с психологическими, физиологическими и возрастными особенностями детей.
- Принцип целесообразности - преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.
Использование принципов обучения подразумевает их комплексное применение. В том случае, если педагог выделяет какой-либо один принцип и игнорирует другие, то процесс обучения не будет насколько эффективным, насколько это запланировано изначально. Только комплексное использование принципов обеспечивает правильный подбор методов, средств, форм и приемов обучения, направленных на достижение поставленной цели и задач.